Как магазины и ТРЦ спасают «Черную пятницу»?

«Черная пятница» – один из самых значимых дней в году как для покупателей, так и для продавцов. Последние несколько лет этот праздник набрал обороты и в Украине, но в нынешнем году «главная распродажа» – под угрозой. Карантинные правила вынуждают продавцов ограничивать посещение для невакцинированных покупателей.

Покупки в традиционных магазинах все еще на первом месте у украинцев. Онлайн – сильно отстает. На конец 2020 года, по данным EVO, в Украине на e-commerce пришлось 9% продаж от общего объема. Это на 2 п.п. больше, чем в 2019 году. Один из самых высоких показателей онлайн-продаж – в сегменте бытовой техники и электроники. К примеру, в сети Алло согласно ее данным, по итогам 2020 года на онлайн пришлось 38,5% продаж.

Как долго будут действовать скидки

Продолжительность «Черной пятницы» отличается в разных магазинах и сетях. В основном в офлайн-магазинах она длится три дня – сама пятница и следующие за ней выходные.

Есть ритейлеры, которые придерживаются классической модели проведения «Черной пятницы» – когда скидка действует всего один день, а ее размер – одинаков для всех товаров. К примеру, так поступает 40% продавцов в столичном ТРЦ Gulliver. Хотя часть ритейлеров выставила товары со скидками с начала недели, на которую приходится «черная пятница», и закончит – в воскресенье.

Размер скидок разнится от магазина к магазину и от товара к товару – от 15% до 75%. Найти максимальные – надо потрудиться, но посетителей это не смущает.

«В нашей сети в этот день в среднем выручка в шесть раз выше, чем в обычную пятницу», – рассказал Евгений Иваница, генеральный директор сети товаров для дома Jysk.

Совладелец Фокстрот Валерий Маковецкий рассказывает, что с учетом маржи, сеть может дать скидку до 10%.

«В прошлом году выручка Фокстрот по итогам Черной пятницы составила 1,15 млрд грн, но по факту мы заработали мало из-за скидок. В этом году, сеть будет чуть сдержанней, поэтому ожидается, что выручка будет несколько меньше», – добавил Маковецкий.

Дефицитный товар

Из-за глобальной нехватки чипов и логистических сложностей на розничном рынке образовался дефицит некоторых товаров электроники. Ритейлерам пришлось заказывать их заранее и придерживать до «Черной пятницы», рассказывают в Алло.

Проблемы с поставками коснулись и других товаров.

«На задержки жалуются даже производители компаний популярных брендов игрушек. Они предупреждают о потенциальном дефиците продукции и возможном повышении цен. Подобная ситуация ожидается и в сегменте праздничных украшений», – рассказывает Сергей Бондарь, директор Watcom Украина.

Чего ждут продавцы

В «красной зоне» остаются 18 областей. На сколько просел трафик в торговых центрах с начала «карантина для невакцинированных»?

«По данным участников рынка, в среднем этот показатель может составить 30%, по сравнению с таким же периодом прошлого года (тогда действовал карантин выходного дня)», – говорит Евгения Локтионова, директор консалтинговой компании UTG.

Ритейлеры в разных сетях называют разные цифры: от 60-70% снижения в одежных сетях до 20% – в сетях электроники.

Одни участники рынка с осторожностью прогнозируют ожидания от «Черной пятницы», надеясь выйти на показатели прошлого года. Другие надеются на рекорд.

«Несмотря на падение трафика, увеличилось количество людей, которые пришли за целевой покупкой, а не просто прогуляться по ТРЦ. Так что в «Черную пятницу» можно ожидать рост продаж», – комментирует Локтионова.

Источник