Как проектировали пешеходное пространство и новую набережную возле ТРЦ River Mall

В 2019 году недалеко от станции метро Осокорки открылся крупнейший на левом берегу Киева торгово-развлекательный центр River Mall. Чтобы обеспечить комфортную среду для отдыха и шопинга, инвесторы позаботились об инфраструктуре, пешеходном пространстве и концепции набережной. Украинское архитектурное бюро Arcité спроектировало и разработало новую дорожную схему, которая создает приоритет пешеходного движения и общественного транспорта.

Реорганизация дорожного движения

Новый торговый центр на Днепровской набережной расположен на пересечении разных транспортных узлов. После открытия заведения пешеходная и автомобильная активность вдоль улицы Днепровской набережной увеличилась. Чтобы минимизировать возможность пробок и предусмотреть разные сценарии посещения центра (на автомобиле, пешком, наедине, с детьми и т.п.), архитекторы решили сделать все эти узлы максимально мощными.

«Важно, чтобы торговый центр работал полноценно, но при этом его появление не перегружало, а по возможности разгружало инфраструктуру спального района», — объясняет Андрей Бражник, основатель архитектурного бюро Arcité.

Чтобы избежать скопления автомобилей возле ТЦ, весь тротуар сделали пешеходным и убрали встроенные карманы для авто.

Широкое дорожное полотно (12,5 мм) позволило перераспределить три полосы движения на четыре. Такой подход уже давно используется в Европе для успокоения трафика — более узкая полоса не позволяет набирать высокую скорость.

На участке протяженностью два километра полностью изменили разметку, светофорные объекты, обустроили пешеходные переходы. На Днепровской набережной предусматривается две отдельные полосы для выполнения поворота налево в сторону улицы Ахматовой. Это решение позволит разгрузить пиковый поток вечером в спальный район. При этом для участников автомобильного движения, желающих двигаться в направлении проспекта Бажана, ничего не меняется. Проект также предусматривает запрещение парковки в крайней правой полосе. Вместо этого в доступе посетителей подземный паркинг на 1 300 паркомест.

В ходе реорганизации движения также планируют увеличить тротуарную часть с противоположной стороны ТРЦ. Это сократило бы время пересечения улицы пешком.

Пешеходное пространство

River Mall расположен в центре густо заселенного района, в котором отсутствует открытое современное общественное пространство. Создание уютной пешеходной зоны не только увеличивает его привлекательность, но и вносит свой вклад в развитие инфраструктуры в этой части города.

«Вблизи River Mall нет большой площади. Потому органически возникла идея создать променад. А мощение разной ширины разрезает эту длинную линию на куски, зрительно растягивая продолговатое пространство. В то же время, линейный фрагмент тротуара хорошо контрастирует с волнообразной архитектурой центра», — объясняет Андрей Бражник.

Пешеходная зона спускается в открытую набережную. Аллея вдоль воды длиной 400 метров соединяет два больших склона и четыре пешеходных дорожки к воде и приводит к заднему входу в ТРЦ. Так формируется прогулочный маршрут общей протяженностью полтора километра.

Набережная с причалом

Открытая набережная с инклюзивным пандусным спуском к воде и уютным озеленением — еще один вклад проекта в благоустройство района. В будущем она будет обеспечивать речную связь с Почтовой площадью. Это существенно увеличит возможности транспортного узла и создаст еще один альтернативный маршрут на Осокорки.

«Здесь возможно дальнейшее водное сообщение с Вышгородом или Каневом. Для Киева важно развитие водного транспорта. Днепр — это тот потенциал столицы, который еще мало используется», — считает архитектор.

Новая система соединенных дорожек обеспечивает непрерывность маршрута и одновременно разнообразие впечатлений на реке — начиная с возможности обедать, заканчивая широким общественным программированием событий. Небольшая открытая площадь создает условия для паблик арта и объединяет уровень дороги и спуск к набережной. Освещение формирует единую линию вдоль набережной.

В ходе создания проекта архитекторы особое внимание уделили теме инклюзивности: все подходы безопасны, бордюры понижены, а переходы в торговый центр без порогов.

Источник