Алла Телига, "Галя Балувана": о будущем франшизы, конкуренции с Multi Cook и прочее

В конце февраля этого года соучредитель сети магазинов "Галя Балувана" Владимир Матвийчук объявил о своем выходе из торговой марки. Вместе с Аллой и Александром Телигами они основали сеть в 2018 году и руководили ею в течение семи лет.

Соучредитель франшизы Алла Телига в интервью LIGA.net рассказала, что будет дальше с сетью "Галя Балувана", считает ли сеть Multi Cook Владимира Матвийчука конкурентом и как семья Телиг развивает франшизу Wesoła Pani за рубежом. Украинский Совет Торговых Центров в своем материале предлагает самое интересное.

По словам Телиги, именно она предложила Владимиру выкупить его часть бизнеса, на что тот согласился.

Владимир и я уже давно занимались разными бизнесами. Я предложила выкупить его часть в "Гале Балуваной", на следующий день он мне дал положительный ответ, и мы начали готовить документы на переоформление, - рассказала предпринимательница.

Что дальше будет с франшизой "Галя Балувана"

С самого начала роли в бизнесе распределились таким образом, что Алла Телига, которая была директором общества, занималась операционной деятельностью, а Владимир - маркетингом.

Сейчас сеть "Галя Балувана" насчитывает более 950 точек. Владимир Матвийчук владеет несколькими магазинами сети в Луцке и планирует перебрендировать их с "Гали Балуваной" в Multi Cook. Под таким брендом развивается его сеть за рубежом. Алла Телига тем временем возобновляет продажу франшизы в Украине, которая была приостановлена в 2023 году.

Покупка франшизы будет доступна и для новых партнеров. Да, с 2023 года это было доступно только имеющимся франчайзи. Но сейчас мы это меняем. Поэтому продажи снова стартуют, - отмечает предпринимательница.

Также в планах - расширение ассортимента и акцент на качестве.

Как стартовала и менялась сеть Wesoła Pani за рубежом

Сеть магазинов полуфабрикатов Wesoła Pani - отдельный проект семьи Телиг, который они запустили в 2021 году за рубежом. Инициатором стала дочь Телиг Диана с мужем Владиславом, которые и управляют сетью.

О франшизе сначала не думали: нужно было изучить рынок и понять, стоит ли идти дальше. Диана с Владиславом организовали в Польше небольшой офис и стартовали. Однако практически сразу же столкнулись с вызовамипоскольку местное население не понимало концепции замороженных полуфабрикатов, ведь такой продукции у них не было.

Сложно было еще и тем, что это неизвестный для них ассортимент. Например, сырники. Они вообще не знали, что это такое. Мы сняли видео и разместили на этикетке QR-код со ссылкой на него, чтобы люди могли видеть, как их готовить. Однажды покупатель принес чебуреки на возврат. Он поставил упаковку с ними в холодильник и, конечно, они растаяли и слиплись. А он не понимал, как он их должен готовить. Пришлось также снимать видео с процессом приготовления чебуреков, - вспоминает предпринимательница.

Для адаптации меню наняли местного технолога и начали менять свои рецептуры. В результате изменилась более трети ассортимента.

Как война повлияла на развитие франшизы

Первые две франшизы Wesoła Pani в Польше продали за несколько месяцев - в конце 2021-го и в начале 2022-го. Их купили украинцы, которые в то время давно жили в Польше, но знали о "Гале Балувану".

Большой толчок развитию франшизы дала полномасштабная война. Бизнес покупали украинцы, которые выезжали в Польшу.

В конце 2022 года в Польшу со своей сетью Multi Cook зашел в то время партнер Телиг Владимир Матвийчук. Сложилась ситуация, когда в Украине они были партнерами, а за рубежом фактически - конкурентами. Впрочем, Алла уверяет, что на отношения это не влияло.

Я не делала акцент на том, что на рынок заходит Владимир. Я для себя делала свою работу. Мы были сосредоточены на масштабировании, на качестве, на договоренностях с партнерами. И у нас у каждого было свое видение, - добавляет Телига.

Отличие украинского и польского рынков от украинского и польского

Сеть Wesoła Pani в Польше сейчас насчитывает более 140 точек, в планах - открыть еще сотню магазинов. Развиваются также в Нидерландах и Латвии. Есть планы и на развитие в других странах, но только после закрепления на действующих рынках. Телиги выбрали стратегию постепенного развития, сделав ставку на системность.

Вы не представляете, как трудно было вначале. Гораздо легче, когда есть наработки. Например, подбор помещения: очень трудно провести переговоры, договориться за аренду, сбить цену. Когда мы открывали первый цех с магазином, то подписали договор на аренду помещения за 20 000 злотых в месяц. Прошло два года, и наш риелтор, с которым мы сотрудничаем, переподписал соглашение на 17 000 злотых. Он помогает и нашим партнерам проводить переговоры. Это очень важно, - рассказывает Алла.

Были сложности и с ремонтом в самих помещениях, ведь трудно найти подрядчиков, которые выполнят необходимую работу.

Стоимость франшизы Wesoła Pani - 10 000 долларов. Общая же сумма расходов вместе с вложениями может достигать 70 000 долларов.

Если в Украине мы в "Галю Балувану" на помещение в 150 квадратов вкладываем 70 000 долларов, то за рубежом это сумма в два раза выше, - объясняет Алла.

Также в Польше выше налоги и большая оплата труда наемных работников. Как результат - стоимость продукции в польской сети также выше. Но и маржинальность закладывается также большей против украинской сети.

По-разному в Польше и Украине организована и доставка сырья в магазины. В Польше это осуществляется централизованно, в Украине в каждом регионе есть свои локальные поставщики.

В Польше у нас единственное сырье на всю сеть. Там есть большие склады, с которыми мы провели переговоры. Мы дали им перечень сырья, который мы используем. Они закупили на свои склады, чего не хватало. И теперь доставляют продукты всем нашим партнерам. И это очень классно, потому что если, например, мы договорились об одном сыре, то он по всей сети один. В Украине нет единой базы. Но я хочу это сделать, потому что это очень удобно. Потому что это акцент на качество. И у нас есть крупные игроки на рынке сырья, с которыми можно вести переговоры", - делится планами предпринимательница.

Семейная чебуречная "Циберек" - новый проект в Украине

В Украине Алла Телига вместе с бизнес-партнершей Инной Верцинской развивают также сеть семейных чебуречных "Циберек". Первую запустили в Луцке в конце 2024 года.

Толчок мне дала моя сотрудница. Она сходила в одну чебуречную и рассказала, что вот есть в городе вкусные чебуреки, но атмосферы хотелось бы лучшей. И я поняла, что нужно сделать такой проект, который был бы интересным для разной целевой аудитории: молодежи, взрослых, семей с детьми, людей старшего возраста, - рассказывает Алла Телига.

По ее словам, финансовые показатели по "Цибереку" хорошие. Теперь готовят франшизу, а стартовать с ней планируют 1 апреля

С "Цибереком" я проработала три месяца и уже вижу финансовый результат. Мы предлагаем бизнес с четким пониманием по сумме инвестиций и времени их окупаемости. И это очень важно. Каждый партнер будет обращать на это внимание. Первый вопрос, который он задает, - сколько средств ему нужно потратить и за сколько времени он их вернет, - объясняет Алла Телига.

Читайте также: Соосновательница "Галя Балувана" и Wesoła Pani анонсировала запуск новой франшизы

Одним из условий успешного развития бизнеса Алла Телига считает вовлеченность самого франчайзи в дело. Он должен следить за финансовыми показателями, качеством продукции и понимать процесс приготовления блюд.