Алла Телига, "Галя Балувана" и Wesoła Pani: о вызовах франчайзинга и тонкостях польского рынка

Сеть, построенная Аллой Телигой, сейчас насчитывает 950 магазинов по франшизе. Модель развития компании предусматривает наличие собственного производства в одной торговой точке и еще две-три точки неподалеку исключительно реализуют продукцию. С 2021 года компания работает и на рынках европейских стран. 

О тонкостях польского рынка Алла Телига рассказала на Mind Export Summit 2025, пишет Разум.

Наши партнеры являются производителями. Мы не продаем им продукцию, а передаем калькуляционные и технологические карты и проводим обучение, - говорит Телига.

Продукция в Польше изготавливается из польского сырья по украинской технологии. По ее словам, они адаптируют рецепты под местные вкусы. Сначала вышли на рынок без адаптации, но поняли, что это ошибка. Наняли технолога и скорректировали рецептуру под предпочтения покупателей.

Наши партнеры в Европе - украинцы, которые выехали. Главные вызовы для них - языковой барьер и непонимание, как действовать. Если с языком не поможем, то с организацией бизнеса можем: партнеры покупают франшизу, а наша команда помогает им во всем. Так они избегают проблем, которые мы уже решили на старте, - отмечает она.

Одна из этих проблем - коммуникация с собственниками помещений и оформление договорных отношений: многие местные нюансы предполагают работу с юристами. Поиск поставщиков также является проблемой.

В Украине мы работаем без привязки к одному производству, например, можем использовать различные молочные продукты от разных производителей в зависимости от региона. В Польше же цены на сырье значительно колеблются, а нам была важна стабильная доставка. Мы нашли решение, организовав доставку с местного склада, - говорит она.

Еще одна проблема выхода на рынок Европы - поиск подрядчиков для ремонта и закупка оборудования. Процессы в Польше движутся значительно медленнее, чем в Украине, поэтому сети сложно было найти партнеров. Но, по словам Телиги, когда все этапы пройдены - дальше легче. Затем важно завоевать доверие покупателей. 

Наша цена на полуфабрикаты выше средней, поскольку мы используем качественное сырье. В начале, когда только открылись, покупатели не понимали, почему вареник с мясом стоит на 10 злотых дороже, чем в Biedronka, - говорит она.

Она добавила, что сначала проводили дегустации, и это помогло покупателям оценить продукцию. А уже потом начали открывать другие точки, ведь поляки любят, когда это не один магазин, а сеть.

Читайте также: Соосновательница "Галя Балувана" и Wesoła Pani анонсировала запуск новой франшизы

Сначала сеть не имела полок для дополнительных товаров, они появились позже. Также Телига отметила, что в магазинах продают не только их блюда, но и товары для допродажи - сметану, масло, растительное масло. Поэтому украинские производители могут обращаться к ним и договариваться о размещении своих товаров на их полках.