Андрей Жук, RAU: о ритейле в военный период, польском бизнесе в Украине и другом

Украинский ритейл несмотря на сложные условия продолжает демонстрировать устойчивость. Отрасль торговли вынуждена меняться, ища новые модели ведения бизнеса и адаптации к военной реальности.

Соучредитель и председатель правления RAU Андрей Жук в интервью Retailnet.pl рассказал о том, как отрасль розничной торговли переживает военный периодкак польские ритейлеры масштабируют свой бизнес в Украине, и какие переспективы будет иметь страна после завершения боевых действий.

О состоянии украинского ритейла в условиях войны

По словам Андрея Жука, рынок остается стабильным. Ритейлеры несмотря на вызовы войны продолжают инвестировать в открытие новых магазинов, а также в реконструкцию и модернизацию существующих объектов и внедрение новых технологий. 

В прошлом году количество торговых точек в прошлом году выросла на 3068 магазинов. По разным причинам было закрыто почти вчетверо меньше точек - всего 838. В результате, чистый прирост за этот период составил 2230 торговых объектов.

Однако сейчас розничная торговля сталкивается с трудностями. К примеру, вследствие мобилизации и выезда населения за границу наблюдается довольно сложная ситуация с человеческим ресурсом, что приводит к увеличению зарплат и уменьшению доходности. 

Кроме того, происходит постепенная девальвация национальной валюты. Поскольку многие розничные торговцы закупают продукцию за рубежом, а арендные ставки в основном привязаны к доллару, ослабление гривны значительно увеличивает стоимость ведения бизнеса и влияет на доходность.

Об устойчивости украинских ритейлеров к военным вызовам

По мнению Жука, украинцам помогает вера в победу и жажда жизни. Где есть вызовы, возникают и новые возможности. 

Сильные игроки смогли увеличить свое присутствие на рынке даже в периоды стагнации. Например, Comfy, розничный продавец электроники и бытовой электроники, вышел на первый план, эффективно воспользовавшись уходом Eldorado с рынка, - отмечает Жук.

Украинские модные бренды также смогли укрепить свои позиции благодаря закрытию магазинов Inditex и H&M. 

Какие тенденции доминируют на рынке сегодня

Основные тенденции включают динамичный рост электронной коммерции и увеличение доли организованных розничных продаж, говорит Жук. Традиционные ритейлеры активно развивают собственные интернет-магазины.

Согласно исследованию компании Promodo, украинский рынок онлайн-продаж вырос на 25% - до 239 млрд грн. E-commerce растет быстрее, чем традиционная розничная торговля, ее доля остается относительно низкой на уровне около 10%. Это свидетельствует о хороших перспективах дальнейшего роста рынка в ближайшие годы, - добавляет Андрей Жук.

Сетевые магазины постепенно вытесняют неорганизованных торговцев. Ярким примером является "Аврора". Благодаря удачной формуле, позиционированию, ассортименту и ценовой политике, ритейлер может успешно работать в малых городах, говорит соучредитель и председатель правления RAU.

О секторах розничной торговли, которые растут быстрее всего

Согласно исследованию, проведенному Ассоциацией ритейлеров Украины, в 2024 году самыми активными были фармацевтические ритейлеры, на которых приходилось 45% всех новых магазинов. Между тем, розничная торговля непродовольственными товарами и продуктами питания составила 22% и 16% соответственно.

По моему мнению, динамичное развитие фармацевтической отрасли связано с конкуренцией между основными игроками, которые хотят укрепить свои позиции на рынке путем расширения. Сейчас они имеют хорошую возможность обеспечить себе лучшие места и договориться о выгодных условиях аренды, - говорит Жук.

Среди розничных сетей в других быстрорастущих сегментах выделяются "Аврора" и польская сеть Sinsay.

Как украинские розничные торговцы адаптируют свои бизнес-модели

По данным Украинского Совета Торговых Центров, воздушная тревога составляла 11,4% рабочего времени украинских ТРЦ в 2024 году - всего более 30 тыс. часов. Для сравнения, в 2023 году этот процент составлял 7,6%. Непредсказуемые сбои, очевидно, существенно влияют на трафик клиентов и уровень продаж.

Большинство украинских ритейлеров и застройщиков готовы к любому развитию событий. По оценкам экспертов, до конца 2024 года более 70% продуктовых магазинов страны будут оснащены автономными генераторами, - комментирует Андрей.

Так же миграция населения не является распространенным явлением сегодня. Большинство этого перемещения произошло в первый год полномасштабного вторжения, когда многие люди с востока и юга страны переехали в центр и запад.

Какие товарные сегменты переживают трудные времена

По словам эксперта, в этом аспекте можно отметить сегмент электроники, где большая конкуренция среди игроков привела к перенасыщению рынка. Как следствие, на этом рынке будет наблюдаться закрытие сетей или уменьшение магазинов. 

В категории детских товаров бизнес также стал сложнее, учитывая, что значительная часть детей покинула Украину из-за проблем безопасности. Это касается также премиального сегмента. 

Кроме того, введение дополнительных государственных регуляторных мер в сочетании с высокой конкуренцией свидетельствует о вероятности стагнации и замедления роста фармацевтической розничной торговли, - говорит Жук.

О польских торговых сетях в Украине

Польский ритейл достигает значительных успехов в Украине. Модная группа LPP настроена особенно оптимистично, развивая бренды Reserved, Cropp, Sinsay, House и Mohito. Сейчас она имеет около 300 точек и динамично развивается.

Отдельного внимания заслуживает бренд Sinsay, который в 2024-2025 годах открыл более 150 новых магазинов в Украине. 

Другие польские ритейлеры также показывают хорошие результаты, говорит Жук, хотя их доли рынка значительно меньше - например, CCC (12 магазинов), SMYK (10), Wittchen (8) и HalfPrice (4).

Я считаю, что другие польские торговые сети также имеют хорошие перспективы. Я убежден, что в будущем мы увидим дальнейшее развитие существующих игроков и выход на украинский рынок новых польских брендов, - добавляет Андрей.

О потенциале регионов Украины для новых коммерческих проектов

Согласно исследованию Ассоциации ритейлеров Украины, наибольший потенциал имеет Киев и его окрестности. В этом регионе наибольшее количество магазинов - более 5500. Только в прошлом году их было открыто более 600.

Второе место по концентрации розничной торговли занимают город Днепр и Днепропетровская область. Для сравнения, здесь более 2000 магазинов, почти 300 из которых открылись в прошлом году. Львовская область почти на том же уровне, где работает более 2000 магазинов. 

Среди пяти регионов с наибольшим количеством торговых точек есть еще два города с населением более одного миллиона жителей: Одесса и Харьков.

Одним из факторов, способствующих развитию этих сфер, является наличие профессиональных помещений для аренды. Однако, учитывая количество новых проектов торговых центров на западе Украины, ожидается, что именно здесь будет сосредоточено расширение торговых сетей в ближайшие годы, - отмечает Жук.

Об изменении привычек и предпочтений украинских потребителей

Украинские потребители стали более рациональными, говорит Андрей Жук. Они стараются экономить деньги и покупать только то, что действительно необходимо. Но с другой стороны, многие выбирают жить настоящим моментом.

Хотя это может показаться парадоксальным, даже в военные времена потребители все еще ожидают удобного и комфортного шопинга. Это одна из причин, почему онлайн-торговля динамично развивается, а наибольших успехов достигают сети, которые предлагают интересные и инновационные форматы, - отметил Жук.

По его словам, примером такой сети является "Сильпо".

Украинский ритейл в послевоенный период

Именно окончание войны станет драйвером экономического роста в стране. Кроме того, как говорит Жук, мы увидим усиление конкуренции, поскольку на украинский рынок выйдут крупные международные компании, такие как Lidl, Biedronka, Primark, Action, TEDi, Rossmann и DM.

Скорее всего, они не только будут открывать новые магазины, но и покупать существующие торговые сети, чтобы получить готовые локации и опыт, что в конечном итоге поможет им быстрее закрепиться на рынке, - отмечает он.

Все это расширение потребует новых помещений, что будет стимулировать рост рынка коммерческой недвижимости. 

Читайте также: Автоматизация и импульсивные покупки: как "Аврора" зарабатывает миллионы на дешевых товарах

В целом после завершения полномасштабной войны и вступления Украины в ЕС рынок розничной торговли испытает самый высокий рост на континенте. Все условия для этого уже выполнены, добавляет Жук.