Главные тренды рынка: что происходит с коммерческой недвижимостью на четвертом году войны

В части регионов Украины активно восстанавливается офисный сегмент коммерческой недвижимости, в сегменте складов наблюдается дефицит, а торговая недвижимость претерпевает трансформации.

Об основных трендах на рынке коммерческой недвижимости на четвертом году войны рассказал управляющий партнер CBRE Ukraine Радомир Цуркан в интервью Property Times.

Больше всего, по словам эксперта, пострадал офисный сегмент, который в 2021 году только начал оправляться после пандемии COVID-19, после этого сразу началась война, поэтому наибольшие потери понесли офисный и ритейл-секторы.

Сейчас ситуация стабилизировалась, и в Киеве и Львове офисный сегмент фактически вернулся к довоенной модели взаимодействия арендаторов и арендодателей. Зато в Харькове и Днепре рынок остается неактивным, и перспективы его восстановления пока нечеткие, - говорит Цуркан.

В сегменте складов ситуация очень отличается, большое количество помещений было уничтожено и в некоторых регионах возник их дефицит.

Ожидается, что до конца 2025 года на рынок выйдет около 190 тыс. кв. м новых площадей - это станет рекордом за последние 10 лет. Однако, это не приведет к избыточному предложению, ведь уже 30-40% будущих площадей находятся в предварительной аренде, - объясняет эксперт.

Что касается ритейла, ситуация более сложная. Здесь нет предпосылок для строительства новых объектов, ведь рынок и так достаточно насыщен.

В 2022-2023 годах сектор значительно пострадал из-за блэкаутов, обстрелов, тревог и низкой покупательной способности, что негативно повлияло на товарооборот. Соответственно, если продажи низкие, арендатор не может выплачивать арендную ставку, и это создает цепную реакцию. Сейчас ситуация стабилизировалась, товарооборот вырос на 13%. Активно расширяются украинские ритейл-сети, - добавляет Радомир Цуркан.

Читайте также: Более 10 объектов: какие ТРЦ готовятся к открытию в 2025 году?

По словам управляющего партнера CBRE Ukraine, на рынок снова возвращается формат многосекционных фешн-галерей, а вместе с ним и фиксированные арендные ставки. В лучших объектах свободных лотов почти нет, новые секции преимущественно заполнены украинскими брендами.