Катя Зубарева, Sleeper: о превращении в международную компанию, войну и прочее

Украинский бренд одежды для дома Sleeper, который начинал с маленького офиса на Подоле очень быстро приобрел мировую популярность и превратился в международную компанию.

Пижамы этого бренда даже появились в таких сериалах, как продолжение "Секс и город" и "Эмили в Париже". Соосновательница Sleeper Катя Зубарева рассказала о секретах популярности, проблемах и опыте войны.

Как все начиналось?

Создавать Sleeper команда начала во время Революции Достоинства с капиталом в 2 тысячи долларов.

Моей партнерше тысячу долларов бабушка подарила на свадьбу, а у меня была своя "кубышка", можно сказать, последняя. Я, честно говоря, не слишком верила в успех нашего предприятия. Думала, что, наконец, поеду во Львов и открою пончечную. Но к счастью, пока этой мечте не суждено было сбыться, – рассказывает Катя Зубарева.

Первые деньги были вложены в небольшой офис на Подоле и найм первой швеи - Натальи Константиновны. Тогда бизнес модель выглядела так:

бренд получает онлайн заказ, Наталья Константиновна все это кроет, шьет, потом Катя идет на почту и все это отправляет. Таким образом удалось заработать первый капитал и нанять остальной персонал, в частности швей и закройщика.

Затем бренд стал участником конкурса "Молодой дизайнер недели", который устраивала ныне покойная Франка Соццани, тогдашний главный редактор итальянского Vogue.

Она выбрала победителями Sleeper и на сайт бренда начал приходить "сумасшедший" трафик из других стран.

Я поначалу испугалась, думала, DoS-атака на сайт. Но, к счастью, это было не так – люди со всего мира просто хотели купить. После конкурса о нас узнали и зарубежные медиа, очень полюбившие нас. Я считаю, это все потому, что продукт, который мы создали, был очень нужен рынку и женщинам по всему миру. Затем мы запустили льняную коллекцию, затем party wear. По большому счету мы создали эту нишу и очень этим гордимся. Тогда мы начали привлекать крупных ритейлеров, и наши пижамы начали появляться во всех крупнейших универмагах по соседству с крупными брендами, – рассказывает женщина.

Зубарева отмечает, что успех пришел не только потому, что им просто повезло. Для него приходилось очень много и упорно работать. Разбирались со всем своими силами и на ходу.

Хотя поначалу подруги хотели просто создать магазин в соцсетях, но у них были мечты и цели, которые открыли новые горизонты.

По мнению соучредительницы Sleeper, сила этого бренда в том, что у него было очень европейское видение моды.

У нас были очень правильно подобраны лица, с которыми мы работали. Об одежде могу сказать так – мы всегда придумывали наши вещи исходя из состояния, в котором должна быть женщина. Независимо от типа фигуры и возраста женщина должна чувствовать себя уверенной и прекрасной, отмечает она.

Именно так сработала пижама с перьями, которая уже много лет больше всего продается на Net-a-Porter в рождественский сезон.

Культовые пижамы

Именно пижама с перьями стала визитной карточкой бренда. Идея принадлежала именно Sleeper.

С созданием этой одежды была очень забавная история.

Мы улетали в Неаполь, у нас уже поднялся самолет, когда нам отправили фотографии пижамы и нам не понравился результат. Мы сказали: “Фу, какой ужас!”. Даже думали отменить пошив. И по иронии судьбы именно она стала нашим бестселлером и визитной карточкой бренда, – передает Зубарева.

Одна из пижам украинского бренда даже засветилась в культовом сериале "Секс в Большом городе". Для его создателей это было неожиданностью.

К тому моменту Катя Зубарева находилась в Чикаго и смотрела именно этот сериал. Женщина увидела, что Кристин Дэвис сидит в очень знакомой пижаме.

Я смотрю на это и начинаю просто визжать на весь номер. Я не могла поверить. Отмотала – точно наша. У меня даже на телефоне стоял потом этот скриншот. Когда мне грустно и я перестаю в себя верить, то смотрю и думаю: "Ну как-то мы такое сделали", – рассказывает спикер.

Это произошло в очень нужный момент, и это не единственный сериал, куда попали украинские пижамы. Также их можно увидеть в "Тед Лассо" и "Эмили в Париже".

Война

24 февраля в 5 утра Кате позвонила коллега и сообщила, что началась война и нужно срочно что-то делать. В тот момент в Украине было 130 сотрудников.

Компания сразу начала реализовывать экстренный план по перевозке производства в Турцию.

В СМИ в тот период появилась информация о том, что руководство покинуло сотрудников, уволило всех и закрыло склад. Однако Зубарева уверяет, что это неправда.

В первые два месяца перевозили людей с родственниками в Турцию, искали в экстренном порядке жилье, помогали устраивать детей в сады и школы. Помощь по релокации предлагали всем, не было также снижения зарплат.

Из-за невозможности продолжать производство, отгружать заказы из Украины, пришлось сократить 22 сотрудника склада в апреле. Но их продолжали поддерживать материально еще в течение 3 месяцев.

Когда я читала обвинения в новостях и комментариях, меня неприятно поразил цинизм части людей, которые извращали и распространяли эту информацию, зная, что это неправда. Мы в первый день войны пожертвовали 1 млн. грн. на ВСУ и продолжали поддерживать страну в течение всего года, - говорится в интервью.

Но благотворительность была частью Sleeper и до войны, тогда компания помогала обществу, особенно женщинам и детям. Поэтому информация в медиа стала для соучредителя настоящим ударом.

Зубарева надеется, что впоследствии градус напряжения в информационном поле снизится и люди будут более критично воспринимать распространяемую информацию.

Работа в Украине

Сотрудники, согласившиеся на релокацию, находятся в Турции или Европе, но большая часть команды до сих пор остается в Украине.

Постепенно бренд удалось обеспечить для киевской команды сравнительно комфортные условия труда, наличие генератора и интернета через Starlink.

Очень трудно эмоционально выдерживать эту психологическую нагрузку. В начале войны всем желающим в команде помогала психотерапевт Елена Богацкая, которая долго работала в "Враче без границ": прошла Луганск, 4 года работая с ПТСР. Мы постарались сразу предоставить нашим сотрудникам такую ​​возможность, чтобы как минимум было с кем поговорить. Также у нас были общие тренинги по ментальному здоровью, в этом году поддерживать его было очень важно, – рассказывает соучредитель Sleeper.

Но были и случаи, когда сотрудники не справлялись с психологической нагрузкой. К примеру, пришлось уволить сотрудницу, которая работала в пользу других компаний, передавала нашу конфиденциальную информацию и срывала переговоры.

Сотрудничество нужно было немедленно прекращать. Сотрудницы также предложили профессионально передать дела и подписать договор о неразглашении за дополнительную компенсацию, но она отказалась. По мнению Кати Зубаревой, война показала то, каковы люди на самом деле.

В трудные времена компанию пришлось постоянно менять, переезжать в другую страну и бизнес стал уязвимым. И чтобы сохранить команду, приходилось очень много работать.

Компания также сильно пострадала после ряда обвинений в ноябре. Речь идет об обвинении в том, что Sleeper продолжал продаваться в россии после 24 февраля.

Отношения с рф

Соучредитель уверяет, что это неправда, и после начала полномасштабной войны там не было никаких продаж.

С 24 февраля, когда нам писали из россии, мы отвечали: “Отправка вашего заказа невозможна. Слава Украине!" Да и с самого начала деятельности компании мы принципиально не работали с дистрибьюторами и физическим ритейлом в россии.

Бренду регулярно предлагали сотрудничество крупные бутики из Москвы, в том числе российский ЦУМ. Но после 2014 года было принято решение, что ни одна копейка не может идти в бюджет рф.

Да, мы еще до полномасштабной войны запустили два проекта, на которые привлекли экспертов международных компаний с российскими паспортами. Но, к примеру, Маша Лимонова, о которой писали СМИ, больше с нами не работает.

Что было самым сложным?

По мнению основательницы бренда, самым сложным было то, что через год нужно было построить новую компанию, начать производство на новой территории.

Пришлось из локального бизнеса превратиться в большую международную компанию. Учитывая обстоятельства, было очень сложно сделать это.

Трансформация дается сложно и людям, не каждый сотрудник на фоне такой трагедии как война готов к большим переменам.

Команда оказалась в условиях, когда даже не знает Турецкий язык. Сейчас производство запущено и в Италии, и ведутся попытки сделать это в Японии. Все это стоило невероятных усилий.

И я считаю, что наша команда – это настоящие герои, которые, когда нам нужно было делать и производить, ездили, не зная языка, с переводчиками как-то договаривались, держали наши цены, чтобы была прибыль. Иногда переговоры были на грани срыва. Нам отказывали, и мы думали, что это конец. Но наши люди каждый раз находили способ решить проблему и партнеры соглашались с нашими условиями. Это было очень тяжело. И за всем этим успехом стоит невероятная любовь людей к тому, что они делают. И огромная внутренняя сила и уверенность, что мы не сдаемся, что мы выстоим и все будет хорошо, – резюмировала предпринимательница.

В декабре компания прошла пик кризиса, работа стабилизировалась. Sleeper уже строит планы на 2024 год, они очень велики. В ближайшее время планируется провести полный ребрендинг, в частности редизайн сайта и айдентики.

Также бренд нанял нового арт-директора, украинца Антона Герасименко. Из производства в Украине хотят сделать эксклюзивное ателье, которое будет заниматься только спецпроектом, деньги с которого будут направляться на помощь Украине в этой ужасной войне.

Источник: УНН

Читайте также: Сфера торговли в Украине имеет самые оптимистичные настроения и прогнозы среди бизнесов