Коммуникация военного времени: как брендам не потерять доверие в дни боли

Сегодня, во времена войны, правильная коммуникация брендов с клиентами очень важна, ведь теперь это вопрос этики, эмпатии и ответственности. 

Руководитель корпоративных коммуникаций 1+1 media Яна Ляхович в колонке Forbes рассказала, как бренду выбрать правильный тон, чтобы не потерять доверие аудитории и не нанести ей дополнительных психологических травм.

Экспертка провела качественный опрос среди украинских коммуникационщиков, который охватил более 30 участников из отраслей: медиа, государственных коммуникаций, NGO, телекома, ритейла, IT, PR-агентств. Большинство респондентов - руководители отделов, PR-директора и С-level коммуникационщики, которые непосредственно принимают решения в кризисные периоды.

Исследование показало, что с начала полномасштабной войны тон коммуникаций изменился у 100% брендов. Сегодня в центре - не "продать", а "поддержать". 

Новые принципы коммуникаций: эмпатия, сдержанность, прозрачность

Большинство респондентов, отвечая на вопрос "Какие принципы сейчас формируют tone of voice вашей компании?", выбрали:

  • эмпатию - самое часто упоминаемое качество;
  • прозрачность - без манипуляций и скрытых месседжей;
  • сдержанность - особенно в дни обстрелов и потерь;
  • надежность - готовность быть рядом, когда трудно;
  • честность - без сообщений "между строк" и с признанием границ - "мы не знаем".

Универсальное правило, вытекающее из ответов, звучит примерно так: "Представьте, что ваше сообщение прочитает кто-то, кто только что потерял близкого человека. Если есть сомнения в уместности вашей коммуникации, ее следует отложить, а на первое место вынести искреннее сочувствие и понимание".

Самые большие ошибки брендов в чувствительные дни

Почти все респонденты исследования единодушно назвали развлекательный контент и агрессивную рекламу токсичными в дни потерь.

Самые частые ошибки брендов:

  • публикации шуток, мемов, геймификаций, сообщений об "успешном успехе компании", даже с самыми лучшими намерениями;
  • розыгрыши или праздничные интеграции "в лоб";
  • промоакции и скидки, независимо от их эмоционального тона или даже благотворительной составляющей;
  • немотивированные запуски промоактивностей или проектов, не связанных с военным контекстом;
  • отсутствие реакции в официальные траурные дни;
  • самопродвижение - публикации, где сочувствие - лишь подводка к продвижению того или иного проекта.

Особенно критично воспринимается игнорирование контекста, даже если это формально развлекательный бизнес. 

Что делать уместно

Форматы, которые работают в трудные дни: 

  • лаконичные публикации с поддержкой и сочувствием без брендинга (важно помнить, что в принципе во времена кризисов - будь то репутационных или национальных - брендинг неуместен);
  • реакция с позиции действия - донат, партнерство, передача ресурсов;
  • поддержка других бизнесов, которые пострадали;
  • остановка или адаптация всех промокампаний;
  • реакции команд, послов в формате видеообращений;
  • реальная помощь: донаты, активации, логистика;
  • простое сообщение: "Сегодня - тишина. И поддержка".

Эксперт отмечает, что в качестве примеров уместных коммуникаций неоднократно упоминались кейсы некоторых компаний, как "Новая почта" (коммуникации в дни траура, о вынужденном закрытии отделений по вопросам безопасности и т.д.), "Укрзализныця" (реакция и действия по кибератакам на компанию, коммуникации о реалиях работы), Honey (популяризация культуры памятования через собственный опыт потери коллеги, погибшего на фронте), Авто.РИА (коммуникация по массированной атаке на Винницу и гибели людей), 1+1 медиа (поддержка ведущих, обращение к международному сообществу, адвокация пленных).

Читайте также: Promodo, Юлия Герасько: как украинским брендам прорваться сквозь рекламную слепоту

Кроме того, Яна Ляхович отметила, что на вопрос "Нужен ли этический гайд о том, как коммуницировать во времена кризисов?", ответ респондентов единодушен - нужен и очень срочно. Однако это должен быть не сухой PDF-документ, а живой фреймворк, созданный сообществом и адаптированный под реалии различных отраслей.