Коммуникация военного времени: как брендам не потерять доверие в дни боли
Сегодня, во времена войны, правильная коммуникация брендов с клиентами очень важна, ведь теперь это вопрос этики, эмпатии и ответственности.
Руководитель корпоративных коммуникаций 1+1 media Яна Ляхович в колонке Forbes рассказала, как бренду выбрать правильный тон, чтобы не потерять доверие аудитории и не нанести ей дополнительных психологических травм.
Экспертка провела качественный опрос среди украинских коммуникационщиков, который охватил более 30 участников из отраслей: медиа, государственных коммуникаций, NGO, телекома, ритейла, IT, PR-агентств. Большинство респондентов - руководители отделов, PR-директора и С-level коммуникационщики, которые непосредственно принимают решения в кризисные периоды.
Исследование показало, что с начала полномасштабной войны тон коммуникаций изменился у 100% брендов. Сегодня в центре - не "продать", а "поддержать".
Новые принципы коммуникаций: эмпатия, сдержанность, прозрачность
Большинство респондентов, отвечая на вопрос "Какие принципы сейчас формируют tone of voice вашей компании?", выбрали:
- эмпатию - самое часто упоминаемое качество;
- прозрачность - без манипуляций и скрытых месседжей;
- сдержанность - особенно в дни обстрелов и потерь;
- надежность - готовность быть рядом, когда трудно;
- честность - без сообщений "между строк" и с признанием границ - "мы не знаем".
Универсальное правило, вытекающее из ответов, звучит примерно так: "Представьте, что ваше сообщение прочитает кто-то, кто только что потерял близкого человека. Если есть сомнения в уместности вашей коммуникации, ее следует отложить, а на первое место вынести искреннее сочувствие и понимание".
Самые большие ошибки брендов в чувствительные дни
Почти все респонденты исследования единодушно назвали развлекательный контент и агрессивную рекламу токсичными в дни потерь.
Самые частые ошибки брендов:
- публикации шуток, мемов, геймификаций, сообщений об "успешном успехе компании", даже с самыми лучшими намерениями;
- розыгрыши или праздничные интеграции "в лоб";
- промоакции и скидки, независимо от их эмоционального тона или даже благотворительной составляющей;
- немотивированные запуски промоактивностей или проектов, не связанных с военным контекстом;
- отсутствие реакции в официальные траурные дни;
- самопродвижение - публикации, где сочувствие - лишь подводка к продвижению того или иного проекта.
Особенно критично воспринимается игнорирование контекста, даже если это формально развлекательный бизнес.
Что делать уместно
Форматы, которые работают в трудные дни:
- лаконичные публикации с поддержкой и сочувствием без брендинга (важно помнить, что в принципе во времена кризисов - будь то репутационных или национальных - брендинг неуместен);
- реакция с позиции действия - донат, партнерство, передача ресурсов;
- поддержка других бизнесов, которые пострадали;
- остановка или адаптация всех промокампаний;
- реакции команд, послов в формате видеообращений;
- реальная помощь: донаты, активации, логистика;
- простое сообщение: "Сегодня - тишина. И поддержка".
Эксперт отмечает, что в качестве примеров уместных коммуникаций неоднократно упоминались кейсы некоторых компаний, как "Новая почта" (коммуникации в дни траура, о вынужденном закрытии отделений по вопросам безопасности и т.д.), "Укрзализныця" (реакция и действия по кибератакам на компанию, коммуникации о реалиях работы), Honey (популяризация культуры памятования через собственный опыт потери коллеги, погибшего на фронте), Авто.РИА (коммуникация по массированной атаке на Винницу и гибели людей), 1+1 медиа (поддержка ведущих, обращение к международному сообществу, адвокация пленных).
Читайте также: Promodo, Юлия Герасько: как украинским брендам прорваться сквозь рекламную слепоту
Кроме того, Яна Ляхович отметила, что на вопрос "Нужен ли этический гайд о том, как коммуницировать во времена кризисов?", ответ респондентов единодушен - нужен и очень срочно. Однако это должен быть не сухой PDF-документ, а живой фреймворк, созданный сообществом и адаптированный под реалии различных отраслей.
Популярные записи и страницы
- Новости - Украинский Совет Торговых Центров
- В ТЦ Олди в Житомире откроется магазин Sinsay
- Zara вернулась. Как возобновление работы Inditex восприняли разные игроки украинского рынка
- Украинский Совет Торговых Центров
- Украинцы все чаще выбирают качественный текстиль местных производителей (исследование)
- В ТРЦ City Center открылись новые магазины международных сетей New Balance и Diverse
- Привлекают студентов и женщин. Из-за войны строительная отрасль Украины страдает от кадрового голода
- Компании Esprit подали заявления о банкротстве
- В Европе появится первый магазин "городской мобильности" - что это
- В "АТБ" прокомментировали бронирование работников от мобилизации