Конкуренция в ритейле: вытеснят ли e-commerce и магазины у дома большие супермаркеты

Сегодня на развитие украинского ритейла влияют различные факторы, в частности война и новые потребительские тренды.

В последнее время увеличение доли онлайн-закупок среди населения и быстрые темпы развития форматов минимагазинов бросают вызов крупным оффлайновым сетям, пишет LIGA.net.

Маленькие растут быстрее больших

Как отметила старший инсайт-аналитик Nielsen Екатерина Машошина во время выставки-конференции RAU Expo 2025, магазины площадью до 150 кв. м имели самый высокий показатель прироста как по количеству (+19% в 2024 году к 2023-му), так и по товарообороту и числу трансакций (+32% и +23% соответственно). В то же время магазины площадью более 1500 кв. м демонстрируют более медленные темпы роста. 

Они (минимаркеты. - Ред.) наращивают свою долю именно путем увеличения количества магазинов почти на 20% за 2024 год. В то же время гипермаркеты площадью более 1500 кв. м демонстрируют самую медленную динамику прироста товарооборота. Являются медленными как по количеству магазинов, так и по росту среднего чека, - отметила Екатерина Машошина.

Кроме того, онлайн продажи растут быстрыми темпами как в Украине, так и в Европе, что создает угрозу для офлайн-ритейла.

Если раньше мы говорили об онлайн как о специфическом канале для покупки определенных конкретных категорий - кофе, крепкий алкоголь, детские категории, габаритные товары, - то сейчас мы видим, что основной миссией выхода в онлайн-магазин является регулярная закупка, - сказала аналитик.

Покупательские привычки украинцев меняются

С ростом e-Сommerce и количеством минимаркетов действительно стал заметным тренд на нежелание людей ходить в большие магазины. Это подтвердил председатель Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук. 

Они желают ходить в магазины возле дома, потому что это проще. И я действительно вижу тренд на уменьшение гипермаркетов. В формате классических гипермаркетов в Украине работают Auchan, МЕТРО, Fozzy Group (сеть "Сильпо". - Ред.). И мы видим, что Auchan, например, сейчас не растет, не открывает новых магазинов. Fozzy Group - тоже. Это также свидетельствует о том, что этот формат не развивается, - отметил глава ассоциации.

Такие тренды могут привести к тому, что гипермаркеты могут привести к тому, что гипермаркеты будут сокращать свои площади, говорит он. Подобное уже произошло с гипермаркетом Auchan на Почайной, который уже уменьшил торговый зал.

Онлайн дополняет каналы сбыта

В то же время, по мнению операционного директора Auchan Украина Сергея Федоровича, несмотря на то что доля онлайн в продажах растет, она никогда не будет выше, чем оффлайн. 

Это тот другой канал, когда человек, который не может или нет времени приехать в супермаркет, - то заказывает онлайн. Но гипермаркет от этого не теряет, потому что полки ротируются одинаково. Для части клиентов они просто будут онлайн. Мы видели мировой опыт. И супердиджитализированные страны, где есть наша сеть, показывают, что не будет очень большой доли онлайн в продажах, - отмечает Сергей Федоровичев.

Он добавил, что гипермаркеты впоследствии будут выступать в роли омниканальной платформы, которая будет покрывать потребности и небольших магазинов, и онлайн-заказов, и станет центром экосистемы, которую мы называем зоной жизни.

Небольшие магазины не являются угрозой для гипермаркетов, по его мнению.

Сети у дома - это быстрая, ограниченная покупка. Она не покрывает ту потребность, которая есть у человека ежедневно, - говорит он.

Успех - за мультиформатными магазинами

По мнению операционного директора сети NOVUS в Украине Алексея Панасенко, успех будут иметь мультиформатные магазины, которые учитывают различные тренды потребительского поведения.

Эти тренды не новые. Видимо, действительно, время больших гипермаркетов, где человек мог бы купить и молоко, и гречку, и колеса для машины, проходит. Все-таки каналы сбыта товара дифференцировались. Но как формат большие супермаркеты или гипермаркеты в некотором уменьшенном виде останутся и будут функционировать еще долгое время. Но они фокусируются больше на ежедневных потребностях: продуктах питания, товарах для дома, плюс - воплощают определенные фишки для потребителей, - отмечает Алексей Панасенко.

Для сегмента фудритейла полный переход в онлайн - это далекое будущее, считает Панасенко. Доля онлайн в таких сетях достаточно небольшая: немного сетей, где она превышает 5% общего товарооборота. В онлайн в основном переходят товары долгого использования - бытовая техника, одежда и т.д.

Действительно, уже сформировалась категория людей, которые покупают в онлайн, и покупают там все больше и больше. Но большинство людей делает покупки традиционными способами. Во время пандемии COVID-19 мы наблюдали стремительный рост онлайн-продаж. Все говорили: вот сейчас онлайн захватит рынок. Но как только карантинные ограничения отменили, онлайн вернулся к своей обычной доле. Люди снова вернулись в магазины, потому что выбор продуктов - это очень личное. Посетители любят потрогать, попробовать, посмотреть, - говорит операционный директор NOVUS.

По прогнозам эксперта, тренд на минимаркеты будет усиливаться, на что влияет быстрый темп жизни людей. Относительно оптимального размера магазина, то все зависит от целей, которые перед собой ставит сеть.

Для себя мы считаем, что оптимальной является площадь магазинов 2000-3000 кв. м. На этой площади можем полностью удовлетворить потребности покупателей как в ежедневных покупках, так и в приобретении товаров более длительного потребления, - объясняет Алексей Панасенко.

Развитие сетей тормозит война

Развитие крупных форматов магазинов прежде всего тормозит война, однако они остаются стратегически важными.

Просто не хватает ресурса открывать гипермаркеты и супермаркеты. Речь идет скорее об оптимизации со стороны производителей и ритейлеров. Они открывают малые форматы, поскольку это можно сделать быстрее и в большем количестве. Также есть больше помещений для аренды, в которых легче организовать коммуникации, - отмечает Светлана Шибецкая, руководитель отдела по связям с общественностью "Велмарт".

Большие форматы магазинов, по ее мнению, в дальнейшем будут развиваться, ведь это совсем другой принцип работы.

В гипермаркетах - огромный ассортимент товаров, который невозможно вместить в магазине малого формата. Есть определенные позиции, за которыми люди все равно поедут в большие магазины. Кроме того, это - стратегические запасы, их нельзя сформировать в маленьком магазине у дома, - объясняет представительница сети.

Онлайн-покупки также не смогут полностью вытеснить посещение обычных магазинов, поскольку покупателям сперва нужно познакомиться с продуктом, изучить его.

Новые товары люди покупают с осторожностью. Им нужно сначала увидеть товар собственными глазами. Вы не будете покупать большую партию упаковки салфеток, если не знаете, какого они качества. Поэтому эта осторожность требует физического пространства, где люди могут сначала познакомиться с товаром в небольшом количестве, а уже потом - покупать больше или заказывать онлайн, - заключает Светлана Шибецкая.

Читайте также: Индекс потребительских настроений украинцев снова снизился после небольшого роста (исследование)

Хотя минимаркеты и демонстрируют динамичный рост, а онлайн-покупки набирают популярность, успешными все же будут сети, которые адаптируются к новым вызовам, развивая мультиформатную стратегию и учитывая потребности современных покупателей.