Микс-форматы набирают популярность: как развивается стрит-ритейл в составе новых ЖК

Рынок коммерческих помещений в составе жилых комплексов сейчас активно развивается, а наибольшим спросом пользуются небольшие лоты площадью до 150 кв. м.

Об этом заявили украинские девелоперы в опросе "Интерфакс-Украина".

Самый высокий спрос наблюдается на малые площади (50-100 кв. м) под кафе, аптеки, бьюти-бары, и средние коммерческие площади (100-150 кв. м) под клиники и продуктовые магазины. Малые и средние площади популярны, потому что они легче адаптируются под нужды различных бизнесов, - отметили в KAN Development.

Зато большие площади (от 200 кв. м) востребованы реже, их занимают преимущественно супермаркеты или рестораны.

Такое распределение спроса может свидетельствовать о высокой активности малого и среднего бизнеса, который ищет локации для кофеен, салонов, магазинов и офисов, говорит директор Zezman Holding Юрий Мотуз.

По его словам, около 58% продаж коммерческих помещений в составе ЖК в Одессе приходится на объекты площадью 21-40 кв. м. В то же время эксперт отметил появление тенденции на приобретение инвесторами двух небольших помещений для объединения в большое пространство. Это также актуально для супермаркетов, аптек, сетевых магазинов со складскими помещениями.

Коммерческий директор "Интергал-Буд" Анна Лаевская также отметила, что популярность малых помещений объясняется их более низкой стоимостью.

Инвесторы интересуются коммерческими помещениями на разных этапах - и на стадии котлована, и когда объект уже готов. Все зависит от локации и условий выплат. Маленькие помещения продаются быстрее, потому что их стоимость ниже. Операторы активно расширяются, заходят в новые помещения, и в целом этот сегмент развивается даже лучше, чем рынок квартир, - рассказала она в комментарии "Интерфакс-Украина".

Директор по маркетингу группы компаний DIM Дария Бедя сообщила, что запросы о покупке и аренде коммерческой недвижимости в составе ЖК за последние три месяца увеличились на 24% и 23% соответственно.

Что открывается на локациях в ЖК?

Кроме традиционных кофеен и ресторанов, популярность набирают заведения микс-форматов: сочетание кофеен с цветочными магазинами или книжными магазинами, сообщила CMO Alliance Novobud Ирина Михалева.

Также спросом пользуются зоомагазины и груминг-салоны для животных.

Владельцы площадей самостоятельно принимают решение о том, чем именно им заниматься. Как правило, они изучают уже имеющуюся бизнес-инфраструктуру, взвешивают свои возможности, изучая спрос и предложение, - пояснила она.

В то же время, как говорит операционный директор Avalon Ярослав ВознякНа рынке есть тенденция к планированию коммерческих площадей на этапе создания концепции и проектирования ЖК.

Застройщик или девелопер имеет целью сформировать идеальную экосистему необходимой инфраструктуры для жителей квартир. Появились "адвокаты" за коммерческие площади на уровне создания концепции проекта и последующего проектирования. Таким образом, появилось понятие "город в городе" и комплексы с развитой инфраструктурой, - рассказал он.

Читайте также: Индекс лояльности клиентов: как изменился NPS в разных отраслях бизнеса за три года войны

Аналогичного принципа в проектировании жилых комплексов придерживаются и в компании City One Development.