Новые тенденции и вызовы: как украинские ритейлеры будут адаптировать бизнес в 2023 году

Ритейлеры на глобальном уровне продолжают инвестировать в искусственный интеллект и другие инструменты для увеличения продаж, несмотря на потрясение в мировой экономике и инфляцию.

По мнению аналитиков Euromonitor, в 2023 году создавать тенденции, которые окажут влияние на работу ритейлеров, будут именно потребители. 

Основными запросами покупателей будут:

  • автоматизация процессов;
  • наличие дешевого товара;
  • хорошая репутация бренда в политических и социальных убеждениях. 

Около 40% опрошенных игроков рынка планируют в 2023 году инвестировать в робототехнику, которая будет помогать потребителям на этапе поиска товара. Но сумма инвестиций будет меньше, если сравнивать с пиковым значением 2020 года

Также следует внедрять решения, которые помогут справиться с экономической неопределенностью, чтобы завоевать долгосрочную лояльность клиента.

Отмечается, что фактически 30% потребителей будут покупать товары с учетом уровня социальной ответственности компании и ее политических убеждений.

Вызовы украинского ритейла

Наибольшими вызовами для украинского ритейла после начала полномасштабного вторжения стали проблемы с поставкой товаров, нехватка средств, нарушения логистических маршрутов, обстрелы, длительные тревоги, потеря персонала, дефицит горючего и энергетический кризис.

Но, несмотря на эти сложности, отрасль продолжает инвестировать и адаптируется к новым условиям.

Например, сеть супермаркетов АТБ понесла потери еще с первых дней масштабного вторжения. Разграблено или уничтожено было более 200 магазинов, часть до сих пор находится в оккупации.

В Киевской и Херсонской областях были почти полностью уничтожены современные распределительные центры, поэтому компании пришлось максимально оперативно решать эту проблему.

На алтарь продовольственной безопасности страны были брошены все силы и ресурсы. Способная достойно отвечать на вызовы современности команда АТБ перешла на особый режим работы 24/7, без выходных и праздников, наладила стабильную работу даже при отключении света, — говорят в корпорации.

В АТБ считают, что ключевой тенденцией для успешности бизнеса в 2023 году станет быстрота принятия решений и активная работа по восстановлению страны и сети.

Разрушила война и много логистических путей, так что многие ритейлеры работают над налаживанием новых. Например, Novus планирует построить новые логистические цепочки, более устойчивые к сегодняшним вызовам.

Мы строим новый современный распределительный центр, в который инвестировали более 140 млн. грн. Также планируем расширять в наших магазинах ассортиментную линейку товаров мелких украинских производителей, поддерживать крафтовое подлинное национальное производство, - отмечает заместитель генерального директора по операционной деятельности сети Алексей Панасенко.

Новые игроки на рынке

Даже во время войны в Украине появляются новые игроки, например компания МХП. Предприятие уже известно на аграрном рынке и третий год подряд продолжает строить собственную торговую сеть "Мясомаркет".

В начале этого года в Украине работало 220 маркетов сети. Всего компания развивает уже около двух тысяч торговых точек пищевого направления и под другими брендами, в частности "Наша Ряба", "Еда Свежая", "Украинский цыпленок", "Döner Маркет" и т.д.

На украинский рынок ритейла оказывает влияние мировой тренд — рост популярности готовой к приготовлению или потреблению продукции. Особенно это стало заметно с началом отключений света. В ритейле, который развивает компания МХП, в частности в сети магазинов Мясомаркет, мы учитываем этот тренд и наряду с другими товарами предлагаем потребителям продукцию, которую можно быстро приготовить или сразу, – говорит Алексей Безуглый, директор департамента создания любви потребителей МХП.

Еще один ритейлер, активно работающий с самого начала войны – это сеть "Эпицентр". Одним из вызовов гипермаркетов было обеспечение сети всеми необходимыми товарами потребителей.

Дело в том, что в первые месяцы полномасштабной войны значительная часть производителей и поставщиков приостановили свою работу, многие производства были уничтожены.

В этих условиях компании пришлось активизировать работу по диверсификации поставок и отладке новой логистики. В настоящее время компания продолжает вкладывать в страну миллиардные инвестиции.

Экспансия в новые регионы

Война также не помешала расширению сетей, например «КОЛО» планирует открывать новые магазины и заходить в новые регионы в течение 2023 года.

Кроме этого, компания будет работать над антихрупкостью системы, учитывая отсутствие электроэнергии и изменения в логистике. "Коло" работает над усилением развития ритейл-экосистемы, тесно сотрудничая с украинскими производителями и поставщиками.

Доступ к продуктам - наша основная цель: клиенты должны быть уверены, что наши магазины рядом с достаточным количеством товаров, - говорит генеральный директор сети магазинов "КОЛО" Марина Сергиенко.

Переселенці і попит

В сети Comfy отмечают несколько тенденций на рынке, появившихся после начала полномасштабного вторжения.

Во-первых, вырос спрос на цифровую технику и электронику, в то время как другие категории упали примерно на 30-35%.

В настоящее время повышенный спрос поддерживается высокой потребностью в ноутбуках, планшетах и ​​смартфонах среди военных и волонтеров.

Во-вторых, уменьшился спрос на бытовую технику, поскольку люди переносят такие покупки в лучшие времена. Но в Comfy уверены, что после победы Украины спрос на большую бытовую технику взлетит из-за массового возвращения переселенцев.

В-третьих, уменьшился общий спрос на дорогие товары, но растут продажи сегмента "средний минус". Это связано с инфляцией и падением доходов украинцев.

Также в компании заметили изменения в географии продаж из-за внутренней миграции. Переселенцы, покинувшие дом с минимумом вещей, генерировали спрос на товары мелкого быта — фены, триммеры, чайники и т.д.

Мы наблюдаем замедление потребительского спроса (около 7 млн ​​украинцев находятся в ЕС) и более умеренное поведение потребителей, оставшихся в Украине. Большинство покупок заранее спланировано. Относительно нашего сегмента, такой тренд, как взвешенность решений о покупке техники, был и до войны, — рассказала генеральный директор Eldorado.ua Вера Витинская.

Еще одна тенденция, которую заметили тех ритейлеры – это возобновление поставок техники и сотрудничества с ключевыми вендорами. Рынок постепенно насыщается после полугодового застоя.

В Eldorado указывают и на тренд на полное переустройство логистики и на то, что война показала важность партнерских отношений.

Но при этом среди ритейлеров происходит усиление конкуренции за клиента, поэтому задача всех украинских ритейлеров на ближайшие несколько лет – удержание прибыльности бизнеса, сохранение команды, уплата налогов.

Источник: Delo.ua 

Читайте также: Долгожданное открытие: 21 марта в ТРЦ Nikolsky возобновит работу SportLife