Новые открытия и централизация: руководитель Food Market Олег Шкаровский о планах сети

Руководитель сети Food Market от компании Эпицентр Олег Шкаровский рассказал о вызовах войны, работе с ассортиментом и покупателями и планах развития компании. Также СЕО подробно описал процессы на рынке продуктового ритейла, а также дальнейшее развитие формата магазинов, фуд-кортов и торговых марок. 

По состоянию на март 2023 года сеть Food Market насчитывает 24 торговых точки общей площадью 34 тыс. кв. м, в 17 городах. Из них только три не работают из-за близости к боевым действиям или оккупации украинских территорий. 

Ожидания и результаты

Руководитель сети отметил, что Food Market ежегодно превосходит свой результат по меньшей мере в два раза и исключением не стал даже 2022-й.

Ритейлер не собирается останавливать развитие, несмотря на полномасштабную войну в трудные времена. Рост планируется, в частности, за счет расширения и углубления ассортиментной матрицы.

Как и все игроки рынка, мы столкнулись с массой затруднений: сокращением производства и дефицитом товаров, проблемами с поставками и логистикой, инфляцией, переориентацией и оттоком потребителей. Сложные времена нуждались в нестандартных решениях и подходах. Мы искали новых региональных производителей и поставщиков, завозили собственный и технический импорт, создавали временные логистические хабы, пытались как можно быстрее закрыть все потребности потребителей, - рассказывает Олег Шкаровский.

Концепция

По словам Шкаровского, свой формат сеть искала в течение первого года работы, а затем ясно осознали, что нужно и определились с форматом.

При этом Food Market продолжает экспериментировать с ассортиментом, производством, меню и новыми идеями.

Ассортимент сеть формирует отталкиваясь от потребностей потребителя и постоянно анализирует конъюнктуру рынка.

Приоритеты продуктового ритейлера – это предоставление потребителю доступа к готовым блюдам. Поэтому основной упор сети на товарах собственного производства и кулинарии.

Крупнейшими по объемам продаж товарными категориями в Food Market являются бакалея, кондитерские изделия и алкогольные напитки.

Некоторые процессы и ассортимент будем пересматривать. В том числе в связи с происходящими в мире инфляционными процессами. К сожалению, вынуждены констатировать, что цены существенно растут не только в Украине, но и за границей. Мы реагируем на это в поисках более дешевых альтернатив для украинского потребителя, который в условиях войны и падения реальных доходов стремится экономить на продуктах. Одним из важных шагов в этом направлении будет расширение портфеля качественных, но доступных для потребителя собственных торговых марок, – говорит спикер.

Рост цен на продукты

Эксперт связывает это с целым рядом причин, во-первых, полномасштабной войной рф в Украине. Ведь война оказала существенное влияние на общемировые процессы. Подорожали не только продукты питания, но и сырье, энергоносители, стоимость логистики. 

Это привело к росту себестоимости производства и, соответственно, росту цен.

Не стоит забывать, что мир очень глобализирован и события в одной точке мира могут оказывать существенное влияние на что-то очень отдаленное. К примеру, в Украину из Турции привозят много овощей зимой, но поставки оказались под угрозой после серии мощных землетрясений.

Мы наблюдали схожие процессы в прошлом году, когда с началом полномасштабного вторжения выращивания и логистики овощей в южных регионах страны стали невозможны. Уже тогда цены на помидоры и огурцы превышали 100 грн. за килограмм, - объясняет СЕО сети.

Инфляция и поведение потребителей

Во-первых, эксперт отмечает, что потребитель совершает покупки реже и в меньших объемах. Есть тренд на экономию и рациональное потребление.

Украинцы стремятся покупать продукты четко под свое потребление и часто выбирают стандартизированные решения, например, покупают четкий перечень товаров для приготовления определенного блюда. Более популярны стали и уже готовые блюда.

Даже производители продуктов все чаще выходят в кулинарное поле и предлагают покупателям комплексные гастрономические решения. Это логический процесс, поскольку по достижении потолка эффективности производства они стремятся наращивать свою маржинальность через продукты с добавленной стоимостью.

Поставщики и логистика

В Food Market считают, что чем короче путь от производителя к потребителю, тем лучше для всех. Потому прямые контакты с производителями в приоритете.

Учитывая сегодняшние реалии, прямые поставки из-за границы происходят только по предоплате. Поэтому импортируются, прежде всего, товары с высокой оборотностью.

Не секрет, что с начала полномасштабного вторжения большое количество предприятий-производителей продуктов питания в Украине перестали функционировать или вынуждены были сократить объемы производства. Это касается всех категорий продуктов питания без исключения. Потому и доля импорта увеличилась практически во всех категориях. В целом, украинский рынок стал гораздо более импортозависимым. И это касается не только продуктового ритейла, – говорит Олег Шкаровский.

Цепи поставок в сети построены следующим образом:

  • поставки от поставщика напрямую в торговую точку;
  • поставки через собственный логистический центр компании, включающий складскую обработку и транспортную логистику;
  • поставки через логистический центр 3pl-оператора.

В планах сети также строительство собственного логистического комплекса с мультитемпературным составом.

Собственные торговые марки

В прошлом году было запущено сразу три бренда ВТМ: "Эпицентр Вкусов", "Винницкая" и Viva Bene.

Наше обязательство в данном случае состоит в том, чтобы обеспечить высокое качество по правильной цене, впитывая лучшие традиции европейской гастрономической культуры. В дальнейшем мы планируем продолжить работу над нашими ВТМ, расширяя их как по горизонтали, так и по категориям. Также рассматриваем возможность централизации собственного производства, отмечает руководитель сети.

По мнению Шкаровского, централизация производства позволяет стандартизировать приготовление пищи, улучшить контроль за качеством, оптимизировать производственные процессы и уменьшить себестоимость финального продукта. Компания хочет делать все процессы в одном месте, что потом позволит им поставлять продукцию собственного производства и другие магазины, не имеющие собственных цехов.

Планы и развитие

Сегодня Food Market сосредоточены на развитии на площадках действующих и будущих ТЦ Эпицентр.

В этом году планируется открытие точки в Ивано-Франковске и двух в Киеве. Также планируется реновация действующих торговых точек в Хмельницком и Черновцах.

В общей сложности в планах на этот год запуск около 10 полноценных магазинов Food Market. Что касается возможности развития сети вне торговых центров Эпицентр, то она рассматривается, - резюмировал спикер.

В заключение руководитель сети подчеркнул, что компания стремится через инвестиции в развитие сети и создание новых рабочих мест поддержать украинскую экономику и ускорить ее восстановление.

Источник: Ассоциация ритейлеров Украины

Читайте также: Феномен Херсона, потери и восстановление: СЕО Фокстрота Алексей Зозуля об опыте войны