Петр Михайлишин, "Эпицентр К": об изменениях за время полномасштабной войны и перспективах рынка

Хотя война в Украине началась еще в далеком 2014 году, именно полномасштабное вторжение россии стало настоящим испытанием для украинских предпринимателей. Кто-то потерял бизнес, а кто-то выдержал удар и не только смог восстановиться, но и даже расширил свои горизонты. 

Как три года большой войны изменили компанию, клиентов бизнеса и о перспективах рынка рассказал в интервью Delo.ua Петр Михайлишин, гендиректор компании "Эпицентр К". Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное из него.

Начало полномасштабной войны

По словам Михайлишина, самым важным решением компании в первые дни и недели полномасштабного вторжения было продолжение работы повсюду, где это было возможно и безопасно для посетителей и персонала.

В первые недели большой войны почти все торговые сети столкнулись с перебоями в поставках отдельных товарных категорий и дефицитом некоторой продукции. Это было обусловлено закрытием воздушного пространства и блокированием морского сообщения. 

Благодаря активной работе по диверсификации поставок мы смогли оперативно наработать новые логистические цепочки и обеспечить поставки товаров в Украину, - говорит Петр.

Как изменилась компания за три года войны

С началом полномасштабного вторжения компании пришлось стать намного гибче, оперативно принимать решения и максимально быстро внедрять их в жизнь. 

Мы понесли значительные материальные потери, в частности сейчас у нас не работает 10 торговых центров, большинство из которых полностью разрушены. Но самые большие и невосполнимые потери - это наши сотрудники, которые погибли в результате полномасштабного вторжения. Впрочем, мы не опускаем руки, - добавляет Михайлишин.

По его словам, даже в первые годы войны, когда почти все отечественные и зарубежные компании приостановили свои инвестиции, компания продолжала вкладывать значительные средства в развитие новых предприятий и создание новых рабочих мест. 

Например, только в 2022-2023 годах "Эпицентр" инвестировал в различные проекты более 14,2 млрд грн. В частности, в 2022 году компания открыла новые торговые центры в Киеве и Львове, создав более 1200 рабочих мест. В 2023-м открыла первый парк семейного досуга Epiland в столичном ТЦ "Эпицентр" на улице Полярной. А в прошлом году запустила первый ТРЦ "Эпицентр" с арендной галереей, где откроются магазины известных украинских и международных брендов.

Как изменился клиент с начала полномасштабной войны

Из-за войны значительная часть потребителей выехала из страны, а часть населения была вынуждена покинуть свои дома и переехать в другие регионы в результате боевых действий. Существенно повлияли на потребительские тенденции и обстрелы энергетической инфраструктуры и веерные отключения электроэнергии. В связи с этим очень популярными у потребителей были генераторы, зарядные станции, фонари, оборудование защиты электросетей, павербанки, туристические плитки и горелки и т.д.

Существенно росли продажи военной одежды и обуви, товаров для быта, для хобби и отдыха, товаров для детей. Последнее свидетельствует о том, что несмотря на все нынешние сложности украинцы не готовы экономить на детях. Даже в начале полномасштабной войны люди покупали игрушки, - добавил Михайлишин.

В то же время, гораздо меньше по сравнению с довоенным периодом стали покупать строительные материалы. Это отражает общую стагнацию строительного рынка и неготовность украинцев вкладываться в строительство во времена войны.

Перспективы рынка, на котором работает "Эпицентр К"

Компания ожидает дальнейшего роста сегмента e-commerce, поскольку онлайн-торговля и быстрая доставка становятся все более востребованными. Большое значение будет иметь развитие омниканальных продаж, где физические магазины будут сочетаться с цифровыми платформами для удобства клиентов.

В то же время, все больше торговых центров будут превращаться из мест для шопинга в центры досуга и социального взаимодействия. Это будет обусловливать рост роли фудкортов, развлекательных зон и сервисных услуг. 

Читайте также: "Эпицентр" начал строительство первых заводов в своем индустриальном парке

Поэтому, по словам Петра Михайлишина, компания планирует развивать собственные ТРЦ с детскими зонами, VR-аттракционами и интерактивными пространствами, ведь люди приходят в ТРЦ не только за покупками, но и за эмоциями.