После войны востребованным форматом будут торговые центры площадью до 12 тыс. кв. м
Если раньше активность девелоперов была сосредоточена на городах миллионниках и пригородах Киева, в ближайшем будущем наиболее перспективным направлением роста станут торговые центры, расположенные в областных и районных центрах площадью до 12 тыс. кв. м.
«Создание сетей небольших ТЦ с набором операторов товаров первой необходимости по всей Украине интересно не только с точки зрения бизнеса, но и касательно социальных программ для переселенцев. Успех такого формата подтверждается опытом Польши», — подчеркивает директор компании UTG Евгения Локтионова.
В Украине насчитывается 24 области, 490 районов, 459 городов и 885 поселков городского типа. Но профессиональная торговая недвижимость ранее развивалась в основном только в нескольких крупнейших городах страны. Тем не менее, как показали последние месяцы, военные действия заставляют людей из крупных городов в поисках укрытия массово переезжать в небольшие областные или районные центры. Поэтому сейчас благодаря миграции населения, небольшие города в центральных и западных районах Украины, ранее насчитывавшие 20-30 тыс. человек, отмечают существенный рост количества своих жителей.
По подсчетам экспертов UTG, после войны областные и районные центры станут как минимум в два раза больше благодаря тому, что многие из переселенцев осядут в более спокойных районах. «Однако в таких провинциальных городах нет профессиональных торговых центров, а все еще работают старые универмаги советских времен и рынки. Или наблюдается точечное присутствие некоторых сетевых операторов типа «Форы» или «Евы». Понятно, что такие магазины просто не могут удовлетворить спрос более требовательного населения, которое мигрировало из крупных областных центров и привыкло посещать современные профессиональные ТРЦ», — считает руководитель UTG.
Поэтому, по словам Евгении Локтионовой, торговая недвижимость Украины после победы, скорее всего, пойдет по пути развития ближайшей нашей соседки — Польши. «В этой стране профессиональные ТРЦ расположены по всей территории даже в небольших городах с населением от 20 тыс. человек. В частности, в городе Клодзко с 26 тыс. жителей успешно работает ТРЦ Galeria Twierdza Kłodzko площадью 30 тыс. кв. м. И, несмотря на то, что по уровню доходов украинцы еще не достигли показателей Польши, как показывает опыт работы торговых объектов соседнего государства, профессиональная недвижимость в небольших городах Украины имеет все перспективы развития. Тем более с учетом полностью пустого рынка в таких местах и практически отсутствующей конкуренции», — подчеркивает она.
Читайте также: Украинцы «остынут» к мировым брендам, если они будут медлить с возвращением