Полина Кошарная, MasterZoo: о конкуренции с "Эпицентром", новом заводе и "гуманизации" животных

Сеть крупнейшего зооритейлера Украины MasterZoo в 2024 году выросла до 200 магазинов. Основательница компании Полина Кошарна рассказала о том, как MasterZoo выдерживает конкуренцию на рынке, который постоянно пополняется новыми игрокам.

Об этом она рассказала в интервью Forbes. Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное из него.

Сеть зоомагазинов MasterZoo является частью компании Suziria Group. Это семейная компания, которая работает в трех направлениях: производство, дистрибуция и ритейл.

Большую часть времени от своего основания компания была дистрибьютором зоотоваров из Европы, Азии, США в Украину. В 2022-м решила построить собственное производство на западе Украины.

До полномасштабного вторжения MasterZoo насчитывала 101 зоомаркет в 17 городах. В 2024-м сеть выросла до 200 торговых точек в 37 городах и четырех поселках. Консолидированная выручка Suziria Group выросла на 51% и достигла почти 4,6 млрд грн в 2024-м. Как отмечает Кошарная, компания занимает 15% рынка.

Новое производство Suziria Group и экспорт

По словам Кошарной, в Калуше уже работает производство мясных лакомств площадью 1670 кв. м. 

Строим новое помещение для изготовления влажных кормов - это еще 760 кв. м. Для этого мы привлекали кредитные и грантовые деньги, но успех проекта от них не зависит. Строительство продолжается, и мы надеемся запустить завод в конце 2025 года, - добавила она.

Общий объем инвестиций - несколько миллионов долларов, из которых почти 4 млн компания вкладывает из собственных средств.

Идея сосредоточиться именно на производстве влажных кормов возникла в 2021 году. 

Как дистрибьютор и ритейлер, мы видели структуру рынка и анализировали его потребности вместе с международными партнерами. Сегмент кормов стабильно растет каждый год. Было понятно, что на рынке есть место для еще одного завода, - отметила Полина.

Полномасштабная война заставила ускорить процессы. В 2023 году компания сформировала бизнес-план, а летом открыла производство мясных лакомств. 

По словам Кошарной, в Харькове есть две собственные производственные площадки, а в Калуше Ивано-Франковской области - собственное предприятие. 

Собственного производства за рубежом компания не имеет, но их бренды, в частности Savory, изготавливают контрактные производства в пяти европейских и двух азиатских странах. Запуск собственного производства за рубежом в стратегию компании не входит. 

Как частный инвестор, я участвую в двух европейских проектах, связанных с зообизнесом. Это миноритарные инвестиции, которые помогают мне лучше понимать рынок с позиции международных игроков, - сказала основательница сети.

По ее словам, компания имеет 10 экспортных рынков: Молдова, Грузия, Чехия, Польша, Румыния, Латвия, Ирландия, Хорватия, Словакия, Венгрия. От сотрудничества с Беларусью отказались. 

"Гуманизация" животных

Украина - кошачья страна, но в соотношении расходов украинцы больше тратят на товары для собак. В городе маленькое животное держать проще. Мировой тренд - переход от больших пород собак к меньшим, - сказала Кошарная.

Она отмечает, что тренд на "гуманизацию" животных усиливается. У людей есть спрос на друга в семью. Раньше животных покупали для статуса, сейчас - для семьи.

Люди готовы инвестировать в долгосрочную и качественную жизнь питомца. Ищут возможности улучшить его состояние с помощью добавок. Аналогичная ситуация с уходом за животным - растет количество товаров в категории "Косметика для животных", - добавила она.  

Также в MasterZoo планируют запустить в продажу линейку продуктов на основе каннабидиола (CBD).

Конкуренция с крупным ритейлом

Зоорынок заинтересовал крупных ритейлеров: совладелец "Сильпо" Владимир Костельман приобрел долю в E-Zoo, "Эпицентр" развивает Lapki, а "Велмарт" Романа Лунина - "Пушистые дела". 

По словам Кошарной, после пандемии коронавируса рынок зоотоваров стал одним из самых растущих в мире. Спрос резко вырос: еще 10 лет назад полки зоотоваров в супермаркетах занимали в среднем 1 м, теперь - 5 м. 

Бренды премиум-класса запрещают продавать собственные товары в супермаркетах. Например, Royal Canin требует отдельный магазин и кассу. 

Однако, как считает Кошарна, они никогда не станут специализированными игроками. Для них зоотовары - способ увеличить выручку.  

В MasterZoo самая большая инвестиция - в продавцов, что позволило повысить NPS до 90%. У нас также есть экспертность - это закупщики, которые быстро отслеживают тренды, - добавила она.

В стратегии до 2027 года нет планов инвестировать в ветеринарные аптеки и клиники. Как отмечает основательница MasterZoo, сейчас более актуально сотрудничество с ветеринарными клиниками. Ведь это не консолидированный рынок, поскольку клиенты чаще всего ходят к конкретному врачу, а не в сеть. Однако планируют инвестировать в расширение груминг-салонов. Сейчас их 15 и все они работают в магазинах MasterZoo. 

Читайте также: Компания-владелец сети MasterZoo переносит в Украину свои мощности по производству кормов

Также, когда заработает новое производство, компания планирует выйти на рынок с новым брендом в категории "Паучи" и расширить линейку non-food товаров - создать бренд аксессуаров для животных.