Розничная торговля в странах Европы 2023/2024: исследование GFK

Потребители в Европе продолжают страдать от различных кризисов. После пика инфляции в 2022 году 2023 год характеризовался корректировкой роста стоимости жизни.

Кроме того, многочисленные глобальные кризисы и потеря покупательной способности вызвали неопределенность, что привело к беспокойству и изменению поведения потребителей, об этом говорится в исследовании ритейла от GFK, передает Across Magazine.

Доля частного потребления, которое идет в розничную торговлю и не тратится на сбережения, услуги или отдых, медленно возвращается к уровню до пандемии в Европейском Союзе.

В 2023 году спад был зафиксирован второй год подряд, и теперь граждане ЕС тратят всего 33,9% своих денег в розничной торговле. Наибольшая доля в Венгрии, где каждый второй евро тратится в розничной торговле.

После того, как в 2020 и 2021 годах из-за пандемии доля розничных расходов частных потребителей выросла, за последние два года она снова упала. В 2023 году граждане ЕС потратили на 0,5% меньше денег в розничной торговле, чем в предыдущем году, несмотря на рост покупательной способности и розничного товарооборота на 5,5% соответственно.

Однако розничная доля частного потребления значительно отличается от страны к стране. Во многих странах Восточной Европы почти каждый второй евро тратится на розничную торговлю, особенно в Венгрии (50%), Болгарии (49%) и Хорватии (47%). Последнее место в ЕС занимает Германия, где лишь чуть менее 27% потребительских расходов направляется на сектор розничной торговли.

Покупательная способность

После того, как покупательная способность граждан ЕС выросла на 7% в 2022 году, чистый располагаемый доход снова значительно вырос в 2023 году. 

В ЕС покупательная способность на душу населения в среднем составляла 19 786 еврочто соответствует номинальному росту на 5,5%. В целом жители 27 государств-членов располагали около 8,9 триллионов евро покупательной способности, которые могли быть использованы на еду, жилье, услуги, расходы на энергию, частные пенсии, страхование, отпуск и мобильность.

Розничный оборот

Как и покупательная способность, розничный оборот в 27 странах-членах ЕС, розничный оборот в 27 странах-членах ЕС вырос на 5,5%. Однако это номинальное увеличение товарооборота рассматривается в перспективе, учитывая высокие потребительские цены, обусловленные постоянно высокими ценами на энергию, удобрения и корма для животных, а также геополитической неопределенностью. 

Самые высокие темпы роста в ЕС наблюдались в странах Восточной Европы, таких как Болгария (+18%), Румыния (+14%) и Хорватия (+14%), но более крупные рынки, такие как Испания и Польша, также зафиксировали темпы роста более 12%.

оборот розничной торговли | 1

Инфляция

Несмотря на то, что инфляция в 27 странах ЕС уже упала в 2023 году, уровень оставался достаточно высоким и составлял 6,4%. Прогноз на 2024 год - 2,7%. Это означает, что цель Европейского центрального банка в 2% еще не будет достигнута, но рост цен все равно будет гораздо более умеренным, чем в 2022 и 2023 годах. Бельгия является единственной страной, где ожидается, что инфляция в 2024 году будет выше, чем в предыдущем году.

Страхи европейских потребителей и стратегии адаптации

Различные кризисы имели длительное влияние на жизнь людей. Заботы европейского населения изменились, и потребители соответственно адаптировали свое поведение в отношении расходов. Распространенной мерой экономии является покупка частных торговых марок, хотя это более распространено в странах с большей покупательной способностью, чем в странах Восточной Европы.

Читайте также: Товарооборот между ЕС и россией упал ниже 5 млрд евро впервые с 1999 года

В таких странах, как Испания, Нидерланды, Соединенное Королевство и Германия, доля частных торговых марок товаров широкого потребления, то есть продуктов питания и аптек, составляет более 40 процентов, при этом Испания лидирует с показателем 47 процентов.

доля розничной торговли в частном потреблении | 2