Сколько магазинов возобновили работу в Украине за год полномасштабной войны – исследование RAU

Через год полномасштабной войны закрытыми остаются только 5% торговых объектов/магазинов. Показатель снизился на 24% за 12 месяцев войны.

Об этом свидетельствует исследование, проводимое среди членов ассоциации Ассоциации ритейлеров Украины.

По данным RAU, через 12 месяцев из 16 787 торговых объектов всей отрасли уже работает 15 873, то есть 95%.

Для сравнения, в марте прошлого года не работало около трети торговых точек (29%). За год это очень хороший результат для работы отрасли в столь тяжелых условиях, считают в RAU.

Но полностью восстановить довоенные показатели ритейла удастся только после освобождения всех временно оккупированных территорий.

Динамика восстановления

На инфографике видно, что тренд по восстановлению длится с апреля 2022 года и продолжается до сих пор, хотя показатели двигаются всего на несколько процентов в месяц.

Весной прошлого года прирост работающих магазинов составлял 5-6% ежемесячно, а летом стабилизировался на уровне 1-2%.

Затормозило возобновление работы осенью, но ускорилось с конца прошлого года. По сравнению с декабрем 2022 количество неработающих магазинов стало меньше на 2%.

В количественном выражении это выглядит более значимо – 311 новых торговых точек. Закрытыми остаются только 914 магазинов, по разным причинам (это в пять раз меньше, чем было в начале полномасштабной войны).

Отмечается, что возобновление работы в разных сегментах происходит в разном темпе.

*Ассоциация отмечает, что вышеупомянутый опрос был проведен только среди членов RAU, поэтому эти показатели могут свидетельствовать только об общей тенденции. Опрос не отражает всех потерь украинского ритейла.

Продуктовый ритейл

По количеству торговых точек это многочисленная отрасль украинского ритейла, до полномасштабной войны она насчитывала 5218 объектов и в самый тяжелый период (в апреле 2022 года) было закрыто 24% магазинов.

Но уже в июне доля работающих магазинов в отрасли увеличилась до 88% точек. Следует отметить, что продуктовый ритейл делал все возможное, чтобы поскорее возобновить работу, поскольку обеспечивает жизненно важные потребности населения.

Доля неработающих магазинов в целом сократилась на 17%, в феврале 2023 года оставались закрытыми всего 208 торговых объектов.

Непродуктовый ритейл

Сектор non-food ритейла (косметические товары, средства гигиены и другие товары повседневного потребления) имеет схожую динамику с сектором продуктового ритейла.

По состоянию на февраль 2023 здесь работало уже 96% из 3185 магазинов. В начале полномасштабной войны ситуация выглядела хуже, закрыто было 27% или более 700 объектов. Сейчас не работает только 127 магазинов из работавших до войны.

Ювелирные изделия

В начале войны этот сектор был востребован меньше, потери были одними из самых высоких среди отраслей.

В начале весны 2022-го работало всего 15% от общего количества магазинов, уже в апреле – 48%, осенью доля стабилизировалась на уровне почти 70%.

В настоящее время закрытыми остаются 27% торговых точек.

Fashion-ритейл

Этот сектор также переживает непростые времена, на украинских fashion-ритейлеров сильно повлияли нарушения логистики и потеря производств. В начале войны работала едва треть магазинов из 603 объектов торговли, сейчас открыто 497.

Торговля бытовой техникой и электроникой

В этой сфере также идет восстановление, но доля закрытых магазинов еще достаточно существенна. Сейчас этот показатель стабилизировался на уровне примерно 15%.

Но это значительный прогресс по сравнению с мартом прошлого года, когда из 980 магазинов работало чуть больше половины (56%).

Аптечный ритейл

Этот сектор ритейла едва ли не единственный смог не только быстро восстановиться, но и превысить довоенные показатели.

Еще в начале осени 2022 года количество работающих точек сетей достигло отметки в 98,2%, а в ноябре не работало только 29 аптек и аптечных пунктов из 3796.

В настоящее время доля неработающих аптек составляет всего 3% от общего количества.

Сети АЗС

Эта отрасль тоже чрезвычайно востребована во все времена, особенно во время войны и перебоев с электроснабжением.

Поэтому сети быстро возобновляли работу своих точек, по состоянию на февраль 2023 г. уже работало 1432 точек или 95% от довоенного количества.

В настоящее время остаются закрытыми только 80 заправок.

Магазины стройматериалов

В этой сфере наблюдалось очень плавное восстановление, по состоянию на март 2022 года работало только 68% из 130 магазинов.

Пока эта доля уменьшилась до 10% и закрытыми остаются только 13 локаций.

Это на 5% лучше, чем в декабре. В целом этот сектор ритейла увеличил долю работающих магазинов на 22% за год войны. В настоящее время принимают посетителей 117 торговых точек. Учитывая, что подобные магазины – это большие объекты, требующие значительных средств и усилий для открытия, этот процесс и дальше не может идти быстро.

Сфера развлечений

В этой сфере сложилась самая тяжелая ситуация. В марте прошлого были открыты только 13% объектов, сейчас эта доля составляет целых 79%.

Читайте также: ТРЦ Nikolsky впервые использовал в работе искусственный интеллект