ТЦ продовжують домінувати серед торгових площ Європи – дослідження

Торговые центры продолжают доминировать в торговых площадях Европы после пандемии, но между странами есть очень существенные отличия.

Об этом свидетельствуют исследования специализированной фирмы RegioData.

Отмечается, что европейцы по-прежнему любят ходить по магазинам и выбирают для шопинга преимущественно торговые центры. Такая тенденция должна сохраниться, по крайней мере, в среднесрочной перспективе.

Но степень этого доминирования значительно варьируется: от колоссальных 63% в Исландии до скудных 8% в Греции. Впервые мы составили карту доли рынка стационарной розничной торговли в каждой европейской стране на основе нашей текущей базы данных, включающей более 12 тыс. центров, - говорится в сообщении.

Влияние погоды

Неудивительно, что чем холоднее погода, тем выше обеспеченность торговых центров, считают аналитики.

Согласно исследованию, Северная Европа хорошо покрыта ТРЦ, а в некоторых частях Центральной Европы доступ значительно ниже.

В юго-восточном регионе предложение растет и, вероятно, продолжит расти. Основными факторами, влияющими на эти отличия, являются климат, городской ландшафт, законодательство и покупательная способность.

Возглавляет турнирную таблицу по рыночной доле торговых центров Исландия, второе место занимает Эстония с показателем немного меньше 55%, дальше идет Норвегия с 53%.

Люксембург и Швеция также входят в первую пятерку с показателем чуть более 50%, в основном из-за северных погодных условий и часто небольших и менее ориентированных на розничную торговлю городских ТЦ.

В Северной Европе торговые центры имеют очень большие торговые площади, частенько они занимают более 60 тыс. кв. м.

Страны, противостоящие тренду

Во многих странах наблюдается стремительный рост площади торговых центров, но в некоторых регионах показатели остаются на прежнем уровне.

В частности, Италия и Германия имеют более низкую долю торговых центров с точки зрения общей площади.

В Германии торговые центры составляют всего около 15,6% общенациональной торговой площади, а в Италии эта доля составляет 17%.

Лидеры рынка

Лидером является Балканский регион. Здесь рыночные части торговых центров постоянно растут, особенно в Боснии и Герцеговине. С долей чуть менее 47%, страна занимает восьмое место на рынке торговых центров в Европе, уступая скандинавским странам.

Высокий показатель частично объясняется политикой расширения сети Bingo: компания считается наиболее продаваемой продовольственной компанией страны и таким образом является лидером рынка.

Сейчас Bingo даже реализует проекты торговых центров общей площадью более 200 тыс. кв. м. Во-вторых, за исключением столицы Сараева, в государстве почти нет установившихся торговых улиц, способных удовлетворить потребности населения в покупках.

Читайте также: Нестандартные арендаторы – не панацея: как украинские ТРЦ пытаются снизить вакантность

Развитие в Балканском регионе чем-то напоминает рубеж тысячелетий, особенно в Румынии и Польше, где наблюдалась высокая динамика торговых центров, но покупательная способность оставалась низкой. Таким образом, высокая доля рынка торговых центров в Балканском регионе и текущие проекты расширения рискованны, учитывая текущую покупательную способность, - отмечается в исследовании.

В итоге эксперты отмечают, что Европа неоднородна и экономический спад может ослабить аппетит нового развития на тех рынках, где потребители уже хорошо обеспечены.

ECSP