Топ-10 продуктовых сетей в Украине по количеству магазинов и темпам открытия - рейтинг

Почти половина лидеров на рынке продовольственного ритейла Украины, кроме уже традиционных - национальных сетей "АТБ", "Сильпо" и "Фора", представлена динамично развивающимися региональными игроками.

Об этом свидетельствует годовое аналитическое исследование Retail Association of Ukraine о развитии украинской продовольственной розницы по количеству магазинов за 2024 год.

В исследовании систематизированы данные по количеству открытий новых магазинов почти тремя десятками продуктовых ритейлеров Украины, которые являются членами RAU. Была собрана и обобщена информация за 12 месяцев 2024 года, учитывая динамику развития FMCG-сетей по регионам.

Крупнейшие сети

По состоянию на 31 декабря 2024 года уже привычная тройка лидеров "АТБ" (Днепр), Fozzy Group (Киев) и VolWest Group (Луцк) изменилась. 

Так, на третьем месте по количеству магазинов вместо VolWest Group оказался другой игрок из Луцка - компания "Клевер Сторс", которая развивает сеть маркетов "Сим23" в формате convenience store и новый бренд удобных маркетов "Сими".

За год сети ООО "Клевер сторс" расширились на 87 торговых точекчто является самым высоким показателем в топ-10. Это позволило увеличить размер сетей ритейлера до 315 работающих объектов торговли. Все они расположены преимущественно на западе страны во Львовской, Хмельницкой, Волынской, Ровенской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях.

Лидером этого сегмента является сеть "АТБ", что на конец 2024 года уже имела 1257 магазинов. В прошлом году ритейлер добавил 47 новых точек, а еще в 11 - провел реконструкцию.

Fozzy Group открыла сразу 84 магазина и закрыла 32. В результате расширение сетей компании, в которую входят "Сильпо", "Фора", Fozzy Cash&Carry, Thrash!Траш!, достигло отметки в 826 точек.

На четвертом месте VolWest Group (Луцк), развивающая сети "Наш Край" и SPAR по франчайзинговой схеме и является крупнейшим ритейлером такого типа. Компания показала прирост на 28 магазинов. По состоянию на декабрь 2024-го сети "Наш Край" и SPAR вместе насчитывали 276 торговых точек - только на 7 больше чем в 2023-м. 

В первую пятерку вошла сеть магазинов "Мясомаркет", которую развивает агрохолдинг "МХП". Компания открыла за год 32 магазина и почти сравнялась по размеру с VolWest Group, имея показатель в 273 точки. 

В десятку крупнейших попали и столичная сеть магазинов “Коло” (246 точек), ритейлер из Кропивницкого "Файно маркет" (198).

Еще один игрок из Винницы - компания "Альянс Ритейл Групп" (184 точки), что имеет сразу несколько брендов - "Домашний маркет", Osnova, "Pro - просто продукты" и Ма'shket.

мереж | 1

Наиболее динамичные сети

Лидером по темпам роста (+38%) сети в 2024 году стал региональный игрок - уже упомянутая сеть магазинов "Сим23" и "Сими", которые добавили сразу 87 магазинов. Такую же динамику развития (на уровне 40%) компания демонстрировала и в 2023 году. 

Похожие темпы показывает сеть магазинов у дома Mashket, обогнав "АТБ" (+47), Thrash!Траш! (+41) и "Фора" (+31) по количеству новых открытых торговых точек. 

За год открыли 67 новых точек, половина из которых - франчайзинговые, а еще 10 - переформатировали из сети "Домашний маркет". За 2024 год сеть расширилась с двух до шести областей. К Киевской и Винницкой добавили Черновицкую, Ровенскую, Хмельницкую и Житомирскую. 

Магазины ритейлера работают в 16 городах, в том числе два маркета есть в Киеве. В 2024 году начали также использовать франчайзинговые модели, что позволило расширяться с меньшей потребностью в собственных ресурсах. 

По состоянию на конец 2024-го все проекты "Альянс Ритейл Групп" насчитывали в общей сложности 184 точки.

Еще один активный региональный игрок - сеть магазинов "Файно Маркет". В 2024 году ритейлер открыл 27 новых магазинов, один из которых полностью реконструировали. 

В результате сеть расширила свое присутствие в Кировоградской и Черкасской областях и вышла в новые регионы - Одесскую, Николаевскую и Днепропетровскую области. В декабре 2024-го насчитывалось 198 торговых точек "Файно Маркет" в 69 населенных пунктах.

География открытий

Большинство новых магазинов было открыто на западе Украины - около 36,8%, из-за относительной безопасности и резкого увеличения количества потребителей за счет миграции населения. Обычно это магазины небольшого формата, ориентированные на жителей района вокруг торговой точки, как магазины "Сим23" и "Сими".

В столице и Киевской области открылся 24% всех новых магазинов в 2024 году. Это тоже легко объясняется значением столицы, где сконцентрированы основные денежные потоки и высокая плотность населения. Так, здесь открылись две трети новых магазинов "Фора" и половина маркетов Thrash!

Центральные регионы также популярны у ритейлеров, где в прошлом году состоялось 22% открытий. Это в определенной степени обусловлено активным развитием ритейлеров именно из этих регионов, например, винницкого Mashket или "Файно маркет" из Кропивницкого.

мереж 1 | 2

На север и юг страны приходится 7,6% и 7,9% открытий соответственно. Чем дальше от линии фронта, тем более живо открываются магазины, как ответ на запросы проживающего там населения. Так, например, в Житомирской области за год появилось 15 новых точек, а в Сумской - только одна.

Читайте также: Индекс самочувствия ритейла (RWBI) сезонно вырос в марте 2025 года (исследование)

Худшая ситуация на на востоке страны, где в 2024 году открылось только шесть новых магазинов из топ-10 сетей. Соответственно их доля всего 1,7%.