ТРЦ - центр досуга: как торговые пространства адаптируются к современности (опыт Германии)

Сегодня ТРЦ, которые раньше были только коммерческими пространствами, все больше превращаются в сферу развлечений. Концепции, построенные вокруг клиентского опыта и гастрономии, теперь являются неотъемлемыми компонентами торговых центров.

Об этом свидетельствует последний отчет о ТРЦ в Германии от Института розничной торговли EHI, пишет ACROSS.

Возрождение торговых центров гарантирует, что они будут оставаться актуальными для жизни людей, - объясняет Лена Кнопф, эксперт по вопросам EHI и автор последнего отчета.

В Германии насчитывается 506 торговых центров - такое же количество, как и в прошлом году. Общая площадь этих объектов составляет около 16,7 млн кв. м, из которых арендная - примерно 13 млн кв. м. В среднем один ТРЦ обслуживает около 167 тыс. человек, или около 500 клиентов на 100 кв. м площади центра.

В 2024 году была завершена ревитализация 11 торговых объектов, а еще 38 - сейчас находятся на стадии ревитализации. Предпосылки, тип и объем изменений различаются и варьируются, например, от полного перемещения, как в Loop5, к редизайну частичных зон, как в Huma St. Augustin.

В некоторых случаях предусмотрено сокращение торговых площадей в пользу альтернативного использования - например, под офисы или медицинские учреждения, как в Boulevard Berlin и Rheinpark Center Neuss. Энергетическая модернизация также является одним из приоритетов. Во многих случаях особую роль играют различные заведения досуга и гастрономия.

trcz 17 | 1

Клиентский опыт и гастрономия - ключевые факторы обновления

В процессе ревитализации всегда пересматривается формат и локация ТЦ, а при необходимости - вносятся изменения. Все чаще акцент делается на досуге, а некоторые центры становятся местами для семейного отдыха. 

Loop5 в Вайтерштадте объединил водную площадку, карусель, парк для скалолазания и башню свободного падения, а также новый фудкорт. 

С момента ревитализации ТРЦ Rhein-Neckar-Zentrum теперь имеет новый ресторан с обеденной зоной под открытым небом, батутный зал и крытую площадку для прыжков с парашютом. 

Гастрономия также становится все более важной во многих центрах, о чем свидетельствует, например, бар на крыше Glorious Garden на пятом этаже отеля Lago в Констанце. 

Около 12% от общего количества 26 513 арендных договоров во всех ТРЦ вместе приходится на сектор общественного питания.

Доминируют локации в центрах городов

В целом 47% центров расположены во внутренних районах городов, 38% - в городских районах, а 15% - в пригородах или на новых территориях.

Последние места расположения часто датируются 1990-ми годами, но сегодня они почти не играют никакой роли в развитии проектов. Если принять во внимание только 48 новых центров, открывшихся за последние десять лет, то две трети из них расположены в центрах городов, а около трети - в городских районах.

Сети магазинов в переходном периоде

Согласно данным отчета, по-прежнему в Германии остается семь торговых подразделений, которые имеют более 200 магазинов в торговых центрах. В тройку лидеров, остающуюся неизменной, входят: Deichmann (имеет 288 магазинов в ТРЦ), Ernsting's Family (257) и dm-Drogeriemarkt (233).

трц 18 | 2

Далее наблюдаются определенные изменения. Например, o2 с 218 магазинами (-15 по сравнению с предыдущим годом) и Vodafone с 215 магазинами (-8) несколько сократили свои сети филиалов в торговых центрах, но все еще входят в первую десятку. 

Читайте также: Не только коммерческая: как изменилась роль украинских ТРЦ во время полномасштабной войны

Douglas (-5) не вошел в топ-20, как и Depot после своего банкротства и значительного сокращения сети магазинов. Однако два новичка Tedi (+14 магазинов) и Woolworth (+27 магазинов) имеют интенсивные темпы расширения.