"ВиЯр" уходит в офлайн: сможет ли компания конкурировать с IKEA и JYSK

Киевский производитель "ВиЯр" оцифровал украинский рынок мебели, а теперь быстрыми темпами уходит в офлайн. За два года он увеличил сеть магазинов на треть и наращивает экспорт. 

Как "ВиЯр" противостоит глобальным гигантам, таким как JYSK и IKEA, рассказала директор по продажам и маркетингу "ВиЯр" Наталья Дидковская в комментарии Forbes.

До середины 2010-х украинский рынок мебели, как считает пресс-секретарь "Кроноспан Украина" Юрий Дюг, это куча разрозненных дилеров, которые в серую занимались порезкой плит, фурнитурой, продажей комплектующих. Но благодаря внедрению удобного ИТ-сервиса и четких стандартов, "ВиЯр" убедил значительную часть мебельщиков работать в "белую".

"ВиЯр" - это как Uber на украинском мебельном рынке - агрегатор, который объединил производителей и заказчиков, - отметил Дюг. 

На сайте компании представлено около 45 брендов мебельной фурнитуры и плитных материалов, и 53 бренды бытовой техники и сантехники.

Компания предоставляет услуги вроде порезки ДСП и изготовления фасадов, раздвижных систем и изделий из камня. Это позволяет создавать мебель по индивидуальному заказу, как рассказывает директор по продажам и маркетингу "ВиЯр" Наталья Дидковская. 

По словам генерального директора Pro-Consulting Александра Соколова, в 2021-2024 годах мебельный рынок сократился на 20-35% - до 600 млн долларов.

В группу "ВиЯр", по оценке YouControl, входит 20 компаний, принадлежащих предпринимателю Ярославу Шкотникову. Их финансовые результаты не консолидированы. Крупнейшая из них по выручке "ВСМК-Трейд" в 2024 году получила 1,7 млрд грн выручки, на 17% больше чем в 2023-м. Прибыль компании в прошлом году выросла на 50%, до 32 млн грн. 

Переход в оффлайн

Группа работает в Украине с 2002 года и традиционно делала ставку на B2B-рынок.

"ВиЯр" является ответом номер один на вопрос, где купить фурнитуру или заказать услуги порезки, - говорит член правления Украинской ассоциации мебельщиков Оксана Донская. 

"ВиЯр" предлагает самый широкий ассортимент комплектующих в Украине, подтверждает Дмитрий Ющенко, СЕО мебельного производства BRO, входящего в группу компаний CCG Development. 

Война больно ударила по компании. По словам Дидковской, количество B2B-партнеров сократилось на треть - до около 5000. Зато спрос на мебель на розничном рынке остался стабильным.

Чтобы стать ближе к розничному потребителю, компания инвестировала в собственную офлайн-сеть. Хотя "ВиЯр" открыла первый шоурум в Киеве еще в 2006 году, в последние два года количество магазинов выросло на треть, до 20-ти. За время войны появились торговые точки в Одессе, Ивано-Франковске, Черновцах, Львове, Киеве.

вияр 2 масштабированный | 1

13 ноября 2024-го "ВиЯр" открыла свой крупнейший шоурум в Киеве - трехэтажный салон на бульваре Вацлава Гавела. 

Цель - шоурум в каждом областном центре, - говорит Дидковская. 

Инвестиции в развитие сети группа не разглашает. 

Компания адаптирует и цифровые сервисы для более широкой аудитории - запустила Виярский базар и усовершенствовала программу ViyarPRO Mebli, что позволяет потребителям создавать дизайн мебели онлайн. 

Хотим сделать мебель простой в заказе как для бизнеса, так и для конечного потребителя, - говорит Дидковская.

Конкуренция с глобальными гигантами

По словам Дидковской, европейские мебельные гиганты - не конкуренты для "ВиЯр", ведь работают в другой нише. "ВиЯр" в отличие от иностранных компаний, предлагает индивидуальные изделия. Другое отличие - большое количество B2B-партнеров позволяет "ВиЯр" предлагать индивидуальные изделия на 20-60% дешевле, чем аналогичные в Европе.

вияр 2 1 масштабированный | 2

Компания надеется сыграть на этой разнице. В 2023 году "ВиЯр" открыл шоурум и производство в Варшаве. Польша стала первым шагом для масштабирования бизнеса за границу. 

Совсем другой рынок со своими правилами, но видим перспективу, - комментирует Дидковская. 

Читайте также: JYSK планирует открыть и обновить 20 магазинов в Украине в 2025 году

Доля экспорта группы в продажах выросла с 1,5% в 2021 году до 4% в 2024-м. Экспорт "ВиЯр" уже охватывает более 30 стран, среди которых США, Европа, Австралия и ОАЭ.