Как работать максимально этично, но эффективно. Маркетинг ТРЦ во время войны (часть 3)

Маркетинг является основой грамотного привлечения посетителей в ТРЦ и одновременно - очень тонким вопросом во время полномасштабной войны.

Украинский Совет Торговых Центров спросил у специалистов из ведущих девелоперских компаний страны, изменили ли они свою маркетинг стратегию с началом войны, как она трансформировалась до сих пор, и тому подобное. 

Впрочем, мы получили настолько обширные и обстоятельные ответы от крупных украинских компаний, что решили разделить их на три большие части. Тема первой части: "Изменились ли стратегии девелоперов с началом вторжения?". Во второй части спикеры отвечали на вопросы: "Как трансформировалась маркетинг стратегия ТРЦ с 2022 года и по сегодняшний день? Как это влияет на посещаемость?".

Напоследок мы решили спросить экспертов, "Как работать с этим вопросом максимально правильно и этично, но при этом эффективно" и попросили дать особый совет.

*К третьей части решила присоединиться еще одна важная експертка - маркетинг директор столичного ТРЦ Respublika Park Зоряна Солтан.

Дмитрий-Бушмакин-budhouse-group

Дмитрий Бушмакин

Директор по маркетингу

Budhouse Group
Ucsc-budhouse-group-logo

Девелоперская компания Budhouse Group (ТРЦ NIKOLSKY, ТРЦ LUBAVA, ТРЦ FABRIKA, ТРЦ FORUM LVIV, ЖК Linden Luxury Residences, БФК Khortitsa Palace)

Маркетинг во время войны - это как ходить по лезвию ножа. Нужно постоянно искать золотую середину между "на часі" и "не на часі".

Ведь реклама и любые маркетинговые проявления всегда ассоциируются с пустой тратой денег, что всегда вызывает недовольство у определенной категории населения.

Во время войны основной задачей является поддержание той золотой середины, о которой уже говорил, чтобы удовлетворить все слои населения.

Нужно показывать неравнодушие к войне и придерживаться определенных рамок при проведении различных мероприятий. Нельзя показывать свою активную позицию, или объявить сбор, или закупку техники, ведь это подвергает опасности всех, кто работает в ТРЦ и, конечно, посетителей.

Маркетинговые мероприятия во время войны почти невозможно спланировать заранее на большой срок.

Если раньше мы планировали на 1 год вперед, то сейчас трудно спланировать на 1 месяц вперед, а иногда решения принимаются за несколько дней.

Нам приходилось отменять очень масштабные мероприятия за 1 день, а бывало и день в день из-за угрозы обстрелов. Таким образом были отменены в Харькове множество мероприятий, основными из которых были:

  1. День Рождения. Однако, мы решили все средства, запланированные на празднование, отдать местному отделению Rotary Club. За эти средства дети погибших героев были отправлены на отдых в Карпаты.
  2. COSPLAY FEST. Из-за угрозы прямого обстрела нам пришлось отменить данное мероприятие за 12 часов до начала. Это одно из самых масштабных мероприятий, которое мы проводим в наших объектах.

Тем не менее, невозможно представить работу торгового центра без маркетинговых мероприятий.

Да, без дополнительных усилий - будет постоянный поток посетителей, которые уже привыкли идти в тот или иной ТРЦ, но новых посетителей без дополнительной деятельности не привлечь.

Среди посетителей много семей и людей с детьми, которым просто необходима разрядка и они приходят в ТРЦ ради этого.

Сейчас уже трудно затянуть посетителей простой надписью "СКИДКИ". Посетителя нужно заинтересовать и главное, посетитель должен воспринимать ТРЦ не как здание, а как живой организм, в котором работают такие же люди, и который с тобой коммуницирует. 

Екатерина-Жураковская-гулливер

Екатерина Жураковская

Директор по маркетингу

ТРЦ GULLIVER
Гулливер-логотип

Делать то, что вы делаете искренне и с пользой для людей, создавать новые ценности и дополнительные смыслы. Использовать свои возможности для помощи, собирая донаты в рамках активностей ТРЦ или донося важные месседжи в своих проектах. И, конечно, ни в коем случае не пренебрегать воздушной тревогой и правилами безопасности.

В рамках мероприятий БФК Gulliver мы начали акцию "Весомый вклад", взвешивая покупки наших покупателей и конвертируя этот вес в донат в поддержку детей. Вместе с ОО "Землячки" и брендом вышиванок SVARGA реализовали совместный проект в поддержку наших защитниц, передав часть средств от продаж вышиванок на закупку формы для них. Для наших героинь провели масштабную фотосъемку и сделали поддерживающее мероприятие с панельной дискуссией, создав настоящий мостик построения взаимоотношений.

Важная для нас социальная инициатива - сотрудничество с Платформой памяти Мемориал. Ежедневно рассказываем истории людей из разных уголков Украины, разных профессий в гражданской жизни, разного возраста, сохраняя светлую память и чествуя героев на крупнейших экранах страны.

Всего в течение 2024 года команда Gulliver реализовала более 170 офлайн-мероприятийиз которых подавляющее большинство имело благотворительную или социальную составляющую - мы собирали донаты, рассказывали важные истории, делали все - чтобы придать нашему пространству больше смыслов, а нашим гостям - вовлеченность в важные дела.

Наталья-Ряска-дракон-капитал

Наталья Ряска

Директор по маркетингу

Dragon Capital Property Management
Ucsc-dragon-capital-1

Dragon Capital Property Management - подразделение по управлению недвижимостью Dragon Capital (ТРЦ Victoria Gardens, Piramida, Smart Plaza Obolon, "Алладин", Караван Outlet, Sky Park).

Совет прост - максимально сфокусироваться на социальной составляющей и создавать ценность разрабатывая те или иные проекты, активности или мероприятия: будь то благотворительное мероприятие в поддержку ВСУ или просто создание положительных эмоций для детей. Мы всегда стремились, чтобы наши ТРЦ были в центре общественной жизни, общины, города или района города и занимали активную позицию инициируя разноплановые культурные, социальные мероприятия и проекты, в том числе и по благоустройству прилегающей территории и тому подобное. И с началом полномасштабного вторжения, такой подход еще больше усилился, и, конечно, с фокусом на помощь Силам обороны Украины. 

Что касается темы этичности в маркетинге и во время войны, то продумывая те или иные мероприятия или коммуникацию, мы же пропускаем их через себя: ценности нашей команды и компании, и это позволяет избегать возможных некорректных коммуникаций в условиях именно военного времени.

За время полномасштабного вторжения группа компаний Dragon Capital в целом направила более 170 миллионов гривен на благотворительность, и более 10 млн гривен было собрано среди посетителей наших ТРЦ во время наших мероприятий и инициатив вместе с благотворительными фондами.

Инна-Морозова-arricano-real-estate

Инна Морозова

Директор по маркетингу

Arricano
Ucsc-arricano-logo

Девелоперская компания Arricano (ТРК "Солнечная Галерея", "Проспект", "Район", CITY MALL).

По результатам исследований за последний год психологическое состояние большинства украинцев ухудшилось. Главным фактором ухудшения состояния является непредсказуемость ситуации, которая исключает долгосрочное планирование и ограничивает свободу выбора. За усталостью украинцев часто стоит недовольство текущим положением дел вместе с невозможностью что-то глобально изменить. Уровень грусти и тревоги растет.

Чтобы поддерживать ментальное и физическое здоровье наших комьюнити, мы проводим во всех торговых центрах Arricano инициативы поддержки: "Субботы заботы", Дни арттерапии, Дни спорта, Mother relax day и тому подобное.

Arricano реализует много благотворительных мероприятий - мы помогаем Вооруженным Силам Украины, что сейчас является неотъемлемой составляющей для каждого бизнеса, но и не оставляем без внимания особо уязвимые категории украинцев. А главное - мы демонстрируем вовлеченность в благотворительные проекты на своем примере - Arricano активно донатит и за 2024 год компания направила на благотворительные инициативы более 4,2 млн гривен и реализовала ряд важных социальных проектов.

Также добавлю, что сейчас важна максимальная сплоченность команды и проявление у всех маркетологов таких качеств как: скорость принятия решений, сверхвысокое сосредоточение на оперативных задачах, гибкость, коммуникабельность, дисциплина, воля и желание продолжать работать, несмотря ни на что - все это помогает департаменту маркетинга Arricano быть эффективным, генерировать классные идеи и реализовывать важные проекты.

Александр Оверчук Злата Плаза Украинская рада торговых центров | 1

Александр Оверчук

Директор

ТРЦ ЗЛАТА ПЛАЗА
zlata blue rgb465787 | 2

В современных реалиях маркетинг больше не может сосредотачиваться только на продажах. Бизнесу необходимо быстро адаптироваться, реагировать на общественные изменения и формировать эмоциональную связь с клиентами. Залог эффективного продвижения ЗЛАТА ПЛАЗА - это социальная ответственность, актуальный контент и качественная коммуникация с аудиторией.

Поддержка общественно-важных инициатив укрепляет доверие потребителей. С 2019 года команда торгового центра работает над улучшением клиентского опыта и качественными изменениями доступности среды. Это не просто социальные инициативы, а стратегический подход к маркетингу, который демонстрирует позицию бренда и формирует его положительный имидж.

Кроме социальной составляющей, важной является гибкость в коммуникации. Маркетинговые месседжи должны соответствовать текущим настроениям аудитории.

Релевантные посты, освещающие новости, общественные события, спортивные победы и ситуативный развлекательный контент, набирают виральную популярность и привлекают больше просмотров. Это работает эффективнее, чем классическая реклама, поскольку вызывает естественный интерес и увеличивает охват без бюджета на продвижение.

Компаниям необходимо постоянно обновлять подход к коммуникации, тестировать различные форматы контента и анализировать реакцию аудитории. Цифровые каналы позволяют быстро адаптировать сообщения под актуальные события, а интерактивный искренний контент помогает поддерживать доверие и вовлеченность.

Маркетинг в кризисных условиях - это не просто продажи, а долгосрочная стратегия построения отношений с клиентами. Бизнесы, которые делают ставку на социальную ответственность, актуальность контента и гибкость в коммуникации, не только сохраняют аудиторию, но и укрепляют свои позиции на рынке.

Быть на одной волне с клиентами, честность, ответственность, доверие и эмпатия - то, в чем сегодня нуждается каждый украинец.

солтан 1 | 3

Зоряна Солтан

Директор по маркетингу

ТРЦ Respublika Park (Киев)

 

ucsc respublika park | 4

Естественно, что тренды в поведении посетителей изменились. Клиенты ТРЦ ищут не только покупки, но и эмоции, досуг, что помогает переключаться в наши непростые времена.

Respublika Park является центром культурной жизни, предлагая посетителям разнообразные мероприятия. ТРЦ является очень активной ивент локацией для благотворительных мероприятий. С начала полномасштабного вторжения ни один наш ивент не проводится просто так - каждый имеет конкретную цель помощи.

А это все о скорости реакции и большой командной работе. Мы организовываем много ивентов буквально "с колес". Когда мы приглашаем известных звезд украинской сцены - группы Антитела, Kalush Orchestra, Kazka, Kozak System или организуем особое мероприятие по случаю годовщины с участием поп-дивы Тины Кароль, или тематические концерты с Максимом Бородиным, Златой Огневич, Арсено Мирзояном, Yaktak посетители с радостью приходят на концерты любимых артистов в любимый ТРЦ и активно приобщаются к благотворительной цели. На дату концерта конечно стабильно высокий трафик в ТРЦ становится рекордным, более 130 тысяч гостей в день мероприятия.

Конечно, порой бывают форс-мажоры, ведь приходится работать в условиях воздушных тревог. Но гости ждут отбоя и возвращаются за приятными эмоциями и сделать добрые дела вместе. Когда мы видим отзывы в социальных сетях, понимаем - мы дарим не просто праздник, гордимся, что нас слышат, люди откликаются, приобщаются к благотворительности. Так в январе этого года мы организовали благотворительные мероприятия в поддержку сбора средств для реабилитационного центра TYTANOVI, собрали 14 млн грн для остеоинтеграции и реабилитации 14 ветеранов со сложными ампутациями. И продолжаем активное сотрудничество с партнерами для помощи.

Вообще прошлый 2024 был очень насыщенным, мы не только дарили посетителям возможности для интересного досуга, но и поддерживали украинских производителей, благотворительные инициативы и объединяли сообщество вокруг важных общественных событий.

В ТРЦ состоялись различные масштабные мероприятия, среди которых благотворительные концерты "Дарим свет любимым" в партнерстве со Svitlo Concert, Star Fest с проектом TakaMama, развлекательные уикенды к праздникам и творческие мастер-классы с парком развлечений Neopolis. Для нас важно, чтобы наши посетители имели возможность интересно проводить время всей семьей. Поэтому мы регулярно организовываем тематические праздничные мероприятия, например, выходные с Coca-Cola Ukraine на Пасху или семейный фестиваль "Весна с Мамазлит", а еще вечерние Stand Up шоу с благотворительными аукционами.

Популярными стали тематические фестивали и маркеты украинских производителей, мы создали наш собственный бренд - Фестиваль "Республика ФестМы четыре раза в год проводим фестивали в поддержку крафтовых производителей, важно предоставлять им возможность развиваться, а гостей знакомить с интересными мастерами и невероятными hand made изделиями.

В свою очередь, парк развлечений Neopolis заботится о наших самых маленьких посетителях и устраивает для них веселые фестивали, например, ко Дню защиты детей с развлечениями, конкурсами и скидками. А для мам специальные события, такие как Mom Forum в уютном Оазисе.

Особым был новогодний сезон, ТРЦ Respublika Park вместе с парнерами реализовали фантастический Космический каток, невероятной красоты и современности. Подарив людям удовольствие, несмотря на все препятствия, ведь Украинцы - лучшие во всем!

Это лишь часть наших маркетинговых активностей. Мы постоянно работаем над новыми идеями и форматами с партнерами, друзьями, невероятной командой ТРЦ Respublika Park!

Синергия качественного набора арендаторов, уникальных форматов для досуга с яркими событиями в ТРЦ Respublika Park создает многофункциональное пространство для приятных эмоций, досуга киевлян и гостей столицы.

А совет прост - делайте так, чтобы людям нравилось и ничего не откладывайте на потом!