Как приходит в себя ритейл после 100 дней вторжения рф: потери отрасли и новые решения

Через три месяца войны украинский ритейл открыл большее количество закрытых во время военных действий торговых точек.

По данным опроса Ассоциации ритейлеров Украины, сотни собственников и CEO предприятий по всей Украине, на 20 мая 2022 было закрыто по тем или иным причинам 18% магазинов. Это на 5% меньше, чем аналогичный показатель месяц назад, когда начался тренд по восстановлению.

Компании столкнулись с 10 наиболее распространенными проблемами за это время, в частности:

  • закрытие 30% торговых объектов (магазины, аптеки, заправки, ТРЦ) из-за военных действий;
  • уничтожение торговых объектов из-за военных ударов;
  • сбой логистики, доставки продуктов, обеспечения горючим;
  • дефицит товаров у производителей для снабжения в сети;
  • создание карт опорных магазинов;
  • дефицит работников – из-за вынужденных миграции, запись в ТРО;
  • мобилизация работников критической инфраструктуры;
  • сложная процедура оформления импорта пищевых продуктов;
  • отсутствие льготного финансирования со стороны государства (или сложность оформления);
  • продукты критического импорта.
Ритейл отвоевывает позиции

После 20 мая или 86-й день активных боевых действий, общая картина выглядела следующим образом: из 15 263 торговых объектов всей отрасли уже работает 12 523.

Процент действующих объектов уже составляет 82%, а закрытых — 18%. В продуктовом ритейле в секторе FMCG количество закрытых супермаркетов и гипермаркетов увеличилось в апреле к марту с 978 до 1117 точек. Это объяснялось оптимизацией работы сетей: компании оставляли в работе только те точки, где можно сформировать полноценный ассортимент, организовать своевременное пополнение запасов и потребительский спрос.

Впоследствии количество работающих магазинов начало расти и достигло в мае отметки в 3795 магазинов против 3463 в апреле, тем самым увеличив их долю до 83% с 76% соответственно.

В настоящее время в Украине не работает 795 продуктовых торговых точек. Ритейлеры, работающие преимущественно в западных и центральных регионах страны, чувствуют себя лучше других и могут не только сохранять сеть, но и постепенно ее расширять.

По словам руководителя GR-направления Ассоциации ритейлеров Украины Наталии Петровской, сейчас ритейлерам необходима как поддержка бизнеса в финансовых программах по возмещению и возобновлению утраченных активов, так и программы на развитие каждой отрасли (не только критической инфраструктуры).

«Нужны также упрощение налогообложения, ставок НДС для бизнеса, доступность эквайринга, запуск расширенной финансовой программы поддержки для релокированного бизнеса, компенсации затрат компаний, которые собственными силами проводили релокацию, компенсация (хотя бы частичная) арендных ставок, а также программы государственных компенсаций для работников вынужденно переселенных компаний», — подчеркнула Петровская.

Читайте также: Какие действия необходимо выполнить для получения компенсации пострадавшим ТРЦ?

Как сети справляются с дефицитом и логистикой. Пример NOVUS и Fozzy Group

Как рассказал директор юрдепартамента сети NOVUS Максим Бугаев, за три месяца полномасштабной военной агрессии рф компания столкнулась со всеми системными проблемами, что и все крупные участники рынка.

В частности, были разрушены привычные логистические цепи с поставкой товаров, многие производители сократили или прекратили деятельность, критически упала покупательная способность населения и выросли цены на большинство товарных групп. Значительно подорожали услуги по перевозке, стоимость которых почти полностью легла на сеть. В результате ракетных атак полностью был разрушен новый офис компании и уничтожены товарные запасы на десятки миллионов в логистических центрах, в Буче и Ирпене разбиты и ограблены захватчиками магазины.

«Мы значительно сократили расходы, пытаясь максимально сохранить рабочие места и поддерживая, где это было объективно возможно, работу магазинов. Ищем понимание касательно аренды магазинов на время военного положения с владельцами помещений, нарабатываем новые условия сотрудничества с поставщиками. Подстраиваем под новые реалии ассортимент», — рассказал Бугаев.

После уничтожения логистического центра в компании изменили подход к хранению товара, пытаясь диверсифицировать его расположение и предотвратить потерю одновременно большого количества товарных запасов.

«Одна из нерешенных проблем — невозможность оплаты товаров, не включенных в перечень критического импорта, как следствие, невозможность обеспечить покупателей привычным для них ассортиментом и продуктами, иногда даже первой необходимости. Большинство позиций по ассортименту удается закрыть. В настоящее время есть недостаток по борщевому набору (капуста, свекла, картофель), фруктам и молодым овощам», — пояснил представитель NOVUS.

Как приходит в себя ритейл после 100 дней вторжения рф: потери отрасли и новые решения
Магазин Novus в пострадавшем ТРЦ Retroville

По предварительным подсчетам Fozzy Group, общий ущерб компании превышает 2,4 млрд грн. Это и разрушенные магазины, и уничтоженный или разграбленный товар, поврежденные склады и нанесенный ущерб производству.

К началу войны в сети работало 736 магазинов, сейчас работают более 620 объектов, 67 частично или полностью разрушены, 27 в зоне боевых действий или на временно оккупированных территориях. Компания разработала специальные алгоритмы для фиксации ущерба.

«Мы были вынуждены перестроить ряд процессов. Это касается цепей и способов снабжения продуктов и товаров. Учитывая изменение ассортимента в военное время, изменились подходы к работе со складской логистикой. Изменился список поставщиков: некоторые остановили работу, некоторые на временно оккупированных территориях. Поэтому мы были вынуждены искать новых поставщиков, в том числе зарубежных», — отметили в компании.

Как приходит в себя ритейл после 100 дней вторжения рф: потери отрасли и новые решения
Первый новый магазин «Сільпо» во Львове с начала полномасштабной войны

После начала войны существенные изменения претерпела и продуктовая корзина.

«Есть продукты, на которые чувствуется повышенный спрос, поэтому в этих категориях полки начинают быстрее редеть — крупы, товары длительного хранения, овощи. Также в дефиците сейчас соль из-за остановки одного из крупнейших украинских предприятий, которое находится в зоне боевых действий. Впрочем, острого дефицита нет, но и прежней ширины ассортимента тоже нет. Есть дефицит отдельных групп товаров», — пояснили в Fozzy Group.

Читайте также: С начала полномасштабной войны Fozzy Group возобновила работу более 100 магазинов

Non-food ритейл (лекарства, топливо и быт)

В других секторах ритейла фиксируется постепенное возобновление работы большинства сетей. Быстрее всего возобновили работу ритейлеры в товарах, в которых ощущается наибольшая потребность. В мае количество открытых аптек увеличилось всего на 1%, с 3440 до 3502. То есть закрыто всего 8% от общего количества аптек (3796).

В мае еще на 3% уменьшилось количество закрытых магазинов сегмента drogerie, товаров для дома, химия, косметика. Не работает 424 точки из 2652. Из 1100 магазинов EVA не работает только 172 точки или 16%. В Watsons открыто 283 магазина из 320-ти (не работает 12%).

Магазины электроники, техники и стройматериалов восстанавливаются медленнее. За два последних месяца торговля БТиЭ уменьшила долю закрытых точек на 14%, то есть по 7% в месяц. В настоящее время из 894 магазинов не работает треть.

Читайте также: Три месяца войны: рестартинг ТРЦ

Больше всего закрыто точек в сети моносторов іStudio — 11 из 17, или 65%. Что не удивительно, потому что в небольшой сети относительный показатель будет значителен даже при потере одной точки. В то же время в компании Фокстрот, которая в результате боевых действий понесла немалые потери (в частности, большой склад с товаром) из 169 магазинов работает половина (51%). За последний месяц ритейлер возобновил работу 8 магазинов.

Наиболее удачно пережила первые месяцы полномасштабной войны сеть «Цитрус», где закрыто только 5 магазинов из 54. Наиболее динамичное обновление демонстрирует Алло, компания увеличила на 24 единицы количество работающих точек, и теперь в сети из 340 магазинов закрыты только 86 или 25% (в апреле 32%). Сопоставимы показатели потерь у Comfy и Eldorado: 22% и 36% соответственно.

Медленнее идет восстановление в торговле сектора jewelry, который и пострадал от войны больше всего — только 12% прироста отрытых точек. Здесь работает 786 точек из 1313 (60%). Лучшие показатели у бренда «Срібний Вік», который снизил долю неработающих магазинов с 95% в марте до 11% в мае. Но в этом месяце появился новый лидер по темпам возобновления — бренд «Срібна Країна», снизивший долю неработающих магазинов с 67% до 26%.

Источник