В Киеве бум строительства крупных ТРЦ

За последние три года в разных районах Киева открылось четыре крупных торговых центра — Blockbuster Mall, Respublika Park, Retroville и River Mall. Если суммировать их арендные площади — получится, что на новичков приходится почти столько же, сколько было построено крупных ТРЦ в столице за все предыдущие 18 лет.

На стадии строительства находятся еще два крупных центра — Ocean Mall и Lukianivka Mall. Заявлены к строительству еще четыре проекта Вагифа Алиева.

В Киеве бум строительства крупных ТРЦ
ТРЦ River Mall

Чем богата столица

По данным консалтинговой компании UTG, торгово-развлекательные центры можно поделить на следующие категории:

  • «региональный» — крупнейшие объекты (>50 000 кв. м), в которые целенаправленно ездят со всего города и пригорода. В нем работают магазины разных категорий, есть зона развлечений, фуд-корты и пр.;
  • «окружной» — средние объекты (20 000 – 40 000 кв. м), которые охватывают людей из нескольких районов города, в котором работают магазины, торгующие разными товарами, есть зона развлечений и фуд-корты;
  • «районный» — небольшие объекты (5000 – 15 000 кв. м) расположенные внутри жилых массивов с высокой плотностью населения, предоставляющие товары повседневного спроса.

Формат торгового центра определяет его функциональность. В крупных региональных мегамоллах могут работать до 500 магазинов. В них едут отдохнуть с семьей и тратят больше денег. А в районных ТРЦ совершают постоянные целевые покупки, заходят пообедать или поужинать.

В столице работают 12 крупных ТРЦ (окружных и региональных). Их суммарная арендная площадь — 964 000 кв. м. Это 59% от всего объема арендных площадей торговых центров Киева.

Название ТРЦ Арендная площадь, кв. м Год открытия
Blockbuster Mall152 0002019/2021
Respublika Park135 0002021
Lavina Mall127 0002016
Retroville80 7182020
Ocean Plaza69 9002012
Sky Mall67 0002010
River Mall62 0002019
Dream (Dream Town)50 000/45 0002009/2011
Караван Outlet45 3002003
Gulliver45 2002012
Даринок43 5002002
Проспект41 4002014

Сумма площадей четырех торговых центров, открывшихся с 2019 года — 429 718 кв. м. Это чуть меньше половины или 44,6% от суммарной площади всех крупных ТРЦ. Получается, что за последние три года было построено суммарно столько же крупных ТРЦ, сколько за 18 лет — с 2002 по 2019.

В ближайшие два года могут быть открыты еще два крупных торговых центра — Ocean Mall (110 000 кв. м) Вагифа Алиева и Lukianivka Mall (48 000 кв. м) компании Arricano, которые находятся на разной стадии строительства.

В Киеве бум строительства крупных ТРЦ
ТРЦ Ocean Mall

Алиев заявлял о планах построить еще мегамоллы Petrovka, Hippodrome, Pobeda и Lesnaya Mall. Но когда они будут открыты — неизвестно, сейчас они стоят на паузе. Также о планах построить крупный ТРЦ заявляли в Budhouse Group — речь о проекте Hartz, запланированном на 2026 год. Если суммировать арендные площади всех ТРЦ, которые строятся и проектируются, получится чуть больше 1 млн кв. м.

В Киеве бум строительства крупных ТРЦ
ТРЦ Hartz
Больше — не всегда лучше

Директор UTG Евгения Локтионова говорит, что Киев уже перенасыщен торговыми площадями с учетом нынешней покупательской способности населения. По данным компании, на первое полугодие 2021 года, на тысячу жителей столицы пришлось примерно 660 кв. м торговых площадей, в Москве — 604 кв. м, в Праге — более 700 кв. м.

Если же при подсчете показателя учесть заявленные девелоперами крупные торговые центры, то он превысит 1000 кв. м.

«Такой уровень есть в столицах ЕС (к примеру, в Варшаве сейчас — 925 кв. м), где уровень потребления гораздо выше, чем в Киеве», — поясняет Максим Гаврюшин, операционный директор Budhouse Group.

В Киеве бум строительства крупных ТРЦ
ТРЦ Quadrio в Праге

Дефицит крупных ТРЦ есть разве что на Левом берегу.

«Среди районов города, где можно рассматривать реализацию масштабного проекта, мы бы выделили Харьковский и Лесной массивы», —  подчеркивает Игорь Заболоцкий, ведущий эксперт Colliers International.

В Киеве бум строительства крупных ТРЦ
ТРЦ Lisova Mall

Гаврюшин отмечает, что идет перекос рынка в мегамоллы, тогда как Киеву нужны сейчас небольшие торговые центры.

Кто лишний?

Евгения Локтионова говорит, что открытие новых торговых центров на фоне условно постоянной численности населения города неизбежно приводит к перераспределению посетителей между объектами.

«Поэтому вывод каждого нового ТРЦ будет бить по тем, которые изначально построили с ошибками или уже морально устарели, без востребованных якорных операторов и популярных магазинов галереи моды», — добавляет эксперт.

Максим Гаврюшин уверен, если откроется Petrovka Mall Вагифа Алиева, на строительство которого уже есть разрешение, снизится поток посетителей в первую очередь в Sky Mall и Blockbuster Mall.

В Киеве бум строительства крупных ТРЦ
ТРЦ Petrovka Mall

«В Sky Mall число посетителей и так начало падать с началом карантина. ТРЦ расположен в таком месте, что основная часть людей ездила в него по дороге домой, в гости и т.д. А Blockbuster открылся неудачно, с одним Сильпо. Ему понадобится очень много времени, чтобы вернуть доверие посетителей», — перечисляет Гаврюшин.

Операционный директор Budhouse Group считает, что Petrovka Mall будет выигрывать за счет более выгодного месторасположения — в самом центре транспортного хаба.

В Киеве бум строительства крупных ТРЦ
ТРЦ Retroville

Консалтеры отмечают, что открытие Retroville в первую очередь повлияло на Караван Outlet и Dream.

«Однако, на сам Retroville влияет работающий рядом Lavina Mall. Но у Retroville есть потенциал роста посетителей за счет строящихся рядом жилых домов и будущего метро», — говорит топ-менеджер одной из консалтинговых компаний.

В Киеве бум строительства крупных ТРЦ
ТРЦ Lavina Mall

Что будет с ТРЦ, чья популярность падает или будет падать? Они будут вынуждены меняться. Среди крупных ТРЦ пока кардинальных изменений не происходило, кроме Каравана. Он полностью сменил концепцию на формат Outlet, в котором работают стоковые магазины брендов.

В Киеве бум строительства крупных ТРЦ
ТРЦ Караван Outlet

В Dream на протяжении 2019-2020 годов провели реновацию и сменили состав арендаторов. К примеру, в первой очереди, вместо продуктового магазина Novus открыли H&M, а на месте LC Wаikiki и Brocard — Сільпо, на третьем этаже увеличили число заведений питания за счет закрытия боулинга и т.д. За счет проведенных изменений в Dream рассчитывали, что по итогам только 2020 года количество посетителей увеличится в первой очереди на 40%, а во второй — на 60%.

В Киеве бум строительства крупных ТРЦ
H&M в ТРЦ DREAM

Источник